15 миллиардов рублей банка "Менатеп", В. Чаптынов и ст. 24 УПК РФ
15 миллиардов рублей банка "Менатеп", В. Чаптынов и ст. 24 УПК РФ
В этой публикации раскрывается история расходования в 1997 году Правительством Республики Алтай 15-миллиардного кредита банка "Менатеп". Возникает вопрос, почему же ситуация с кредитом этого банка "заслужила" особого внимания? Ответ прост: потому, что при расходовании кредитных средств был нанесён ущерб государству в существенном размере.
В январе 1998 года новое Правительство Республики Алтай (далее - Правительство) получило от банка "Менатеп" требования о возврате 15 млрд. руб. кредита и уплате процентов за пользование деньгами. Однако, в материалах предыдущего Правительства не оказалось документов по этому кредиту и встал вопрос, когда, кем и куда были израсходованы кредитные средства. По поручению Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай (далее - Глава Республики) Контрольно-ревизионное управление Минфина России по Республике Алтай (далее - КРУ) провело несколько контрольных мероприятий, в результате которых выявлено, что из 15 млрд. руб. не менее 6,4 млрд. руб. на основании устных и письменных указаний и распоряжений председателя Правительства Республики Алтай Чаптынова В.И. перечислены сторонним организациям и израсходованы не по целевому назначению.
Материалы проверки были переданы Главой Республики в МВД Республики Алтай, которое возбудило уголовное дело. Расследованием установлено, что 5,6 млрд. руб. были перечислены в фирмы-однодневки, в которых они бесследно исчезли. Так же был выявлен основной подозреваемый в незаконном расходовании государственных средств - председатель Правительства Республики Алтай Чаптынов В.И. Всё расходование денежных средств осуществлялось по устным или письменным указаниям и распоряжениям В. И. Чаптынова. Даже в тех случаях, когда некоторые поручения и указания в письменном виде исходили от министра финансов Республики Алтай К.Г. Иванова и иных должностных лиц Правительства Республики Алтай.
Обвинение В.И. Чаптынову не было предъявлено по причине того, что его уже не было в живых. Он скончался 10 августа 1997 и был похоронен с почестями, причитающимися ему по должности и послужному списку. Уголовное дело было прекращено по не реабилитирующим обстоятельствам, по статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: в связи со смертью подозреваемого. В соответствии с УПК же, правоохранительные органы могли прекратить уголовное дело по указанным обстоятельствам исключительно с согласия родственников. Не знаю, согласились ли родственники с прекращением уголовного дела при отсутствии реабилитирующих обстоятельств, но факт - есть факт, как докладывал министр Внутренних дел Республики Алтай А. В. Бердников, уголовное дело прекращено именно с указанной формулировкой - в связи со смертью подозреваемого в преступлении В.И. Чаптынова.
Человек умер и я посчитал, что не стоит доводить сведения о его деле до населения Республики Алтай. Деньги государству не вернуть, Валерия Ивановича уже невозможно чем либо наказать. А его родственники, соратники и друзья не заслуживают моральных страданий из-за его проступков. Пусть остаётся почитаемым и уважаемым.
Информация по этой "истории" лично мною не распространялась ранее в публичной сфере. И это умолчание было прервано и не мною.
Вот слова Семёна Танытпасова, растиражированные им же в публичной сфере:
"Конечно, за столь короткое время, за семь месяцев главенствования в Правительстве, он (примечание автра сайта - В. И. Чаптынов) не успел показать себя, какой он руководитель в исполнительной власти. Зато был замечен в получении и нецелевом расходовании 15-миллиардного кредита в рублевом эквиваленте под гарантии Правительства Республики Алтай в банке «Менатеп». Впоследствии республике эти деньги пришлось возвратить банку."
Источник:http://gornoaltaysk.bezformata.ru/listnews/glavi-respubliki-altaj-kto/13022919/
Семён Танытпасов, этнический алтаец и сторонник В.И. Петрова первым нанёс удар по личности В.И. Чаптынова. Он в середине 2013 года осуществил серию публикаций под единым заголовком "Главы Республики Алтай: кто и как работал". Вначале его статья была опубликована на сайте РОО "За Республику", что даёт основания для того, чтобы считать заказчиком этих публикаций В.И. Петрова. Так как именно Петров В. является руководителем этой организации. И ещё один фактор свидетельствует о причастности В. Петрова к публикациям: в них с завидным усердием поливаются грязью Зубакин С. и Бердников А. и превозносятся заслуги Петрова В. Да, и последующие повторные публикации на сайтах газеты "Листок" и "БезФормата. ru", в том числе непосредственно перед выборами Главы Республики Алтай, свидетельствуют об этом же. Ведь Петров В. был основным соперником А. Бердникова и только ему были выгодны публикации с положительными характеристиками своей персоны и отрицательными по А. Бердникову.
Зачем это надо было В. Петрову - не совсем понятно. Разве, что для возведения своей личности на самую высокую ступень пьедестала почёта Республики Алтай. А как на эту ступень можно претендовать, если её занимал В. Чаптынов? Можно и Петрову В. попробовать встать на эту ступень, если столкнуть с неё Чаптынова В. Видимо, этими мотивами и руководствовался бывший соратник Валерия Ивановича - В. Петров. А Семён Танытпасов, умелый изготовитель публикаций, основанных на лжи, домыслах и слухах хорошо поработал на заказ, целью которого было создание светлого образа В. Петрова на фоне искусственно созданного "чёрного фона из "фигур" А. Бердникова и С. Зубакина. И попутно вбросил правдивую информацию по нецелевому использованию 15-миллиардного кредита банка "Менатеп".
Если вся информация в публикациях "Главы Республики Алтай: кто и как работал" более чем на половину ложная и построенная на сплетнях и досужих домыслах, как самого С. Танытпасова, так и В. Петрова, то сведения о "деле" В. Чаптынова с 15 миллиардами банка Ментеп имеют реальную основу и документальное подтверждение.
И так подробнее и по порядку.
Из имеющихся в нашем распоряжении копий документов следует, что Правительство Республики Алтай 27 июня 1997 года заключило Генеральный договор №4 с ЗАО "Компания Бюджет" на поставку в Републику Алтай продуктов и товаров производственно-технического назначения. Далее, Правительством Республки Алтай заключён кредитный договор №2819 от 17 июля 1997 года с Банком "Менатеп", в соответствии с которым банк предоставил Правительству Республики Алтай кредит в размере 15 миллиардов рублей. Назначение кредита: на организацию поставок товаров в районы Крайнего Севера, погашение задолженности по выплатам зарплаты, выплату детских компенсаций и закупку медикаментов.
Указанная информация подтверждается Актом проверки ЗАО "Компания Бюджет", осуществлённой в феврале 1998 года на основании распоряжения Правительства Республики Алтай от 13.02.1998 года №141-р и другими документами, приложенными к этому акту проверки. Необходимость этой проверки вызвана тем, что банк "Менатеп" в январе 1998 года предъявил новому Правительству Республики Алтай официальные требования о возврате 15 млрд. рублей полученного в 1997 году кредита и уплате соответствующих процентов. Новое Правительство не располагало ни какой информацией о том, на какие цели были использованы кредитные средства. Как установлено проверкой, расходование средств кредита осуществлялось коммерческими организациями по распоряжениям должностных лиц Правительства Республики Алтай, в том числе председателя Правительства В.И. Чаптынова. При этом в официальном документообороте правительства распоряжения не фиксировались и в Правительстве не хранились.
См. копиию Акта проверки: 1. Акт проверки ЗАО =Компания Бюджет=
См. копию пояснений к Акту проверки: 2. Пояснения ЗАО =Компания Бюджет=
В день заключения кредитного договра, то есть 17 июля 1997 года, на основании распоряжения председателя Правительства Республики Алтай В. И. Чаптынова №ВЧ-97/148, обозначенное датой 2 июля 1997 года, министерство финансов Республики Алтай перечислило ЗАО "Компания Бюджет" всю сумму полученного от банка кредита - 15 миллиардов рублей.
См. копию распоряжения В.И. Чаптынова: 3. Распоряжение о перечислении 15 млрд. руб.
См. копии платёжных поручений о перечислении 15 млрд. руб.: 4. Платёжка Минфина РА на 5 млрд. руб.; 5. Платёжка Минфина РА на 10 млрд. руб.
Далее, 23 июля 1997 года Чаптынов В.И. распоряжением № ВЧ-97\162 назначает ТОО "Аргалит" уполномоченным представителем Правительства Республики Алтай по работе с ЗАО "Компания Бюджет".
См. копию распоряжения В.И. Чаптынова по полномочиям ТОО "Аргалит": 6. Распоряжение о полномочиях ТОО Аргалит
То есть создана система двойной "перевалки" товаров и продукции. Сначала закупает товары ЗАО "Компания Бюджет", затем закупленное передаётся ТОО "Аргалит" и только после этого товарно-материальные ценности каким то образом должны были поставляться неким предприятиям и населению районов Крайнего Севера.
Возникает вопрос: а разве министерство финансов Республики Алтай не должно было, как и положено по закону, направить деньги непосредственно в больницы, школы и клубы? Напрямую или через районные администрации. В таком случае сами бюджетные организации и закупали бы уголь, бензин, продукты, медикаменты и всё прочее, необходимое для выполнения своих прямых функций.
Кроме того, кредит то брался не только для поставки в республику товарно-материальных ценностей, но и для погашения задолженности по заработной плате бюджетникам и на выплату семьям детских компенсаций. Почему же все 15 млрд. руб. "сгрузили" в московскую фирму, да и ещё сделали дополнительную "прослойку" из своей фирмы? Не сложно понять, что В.И. Чаптынов и не собирался в полной мере использовать деньги по тому назначению, по которому они были получены. В московскую фирму деньги "сплавили" в том числе для того, чтобы было легче, вдали от "пристальных глаз" жителей Республики Алтай, контрольных органов и общественности "увести" часть средств "налево". И на канал поставки товаров и продукции в Республику Алтай "нахлобучили" ещё и свою, из Республики Алтай, фирму - ТОО "Аргалит". Для того, чтобы она могла получить для себя "навар" от перепродажи товаров и, возможно, поделиться доходами со своими "благодетелями" из Правительства Республики Алтай.
Вы слышали старый анекдот о Рабиновиче, который продавал на базаре крутые яйца? Покупал десяток по рублю, варил и продавал десяток крутых яиц тоже по рублю. Рабинович, - спросили его, — а где гешефт? Навар-то мне остается, - ответил Рабинович.
Так вот, тот "навар" от работы с государственными ресурсами, который получали владельцы фирм, это так себе, мелочь, почти что "детская шалость" нечистых на руку людей, находившихся у власти, и их коммерческого окружения.
Главное было в том, что по личным поручениям В.И. Чаптынова 4,1 млрд. руб. были перечислены так называемым фирмам-однодневкам, зарегистрированным на неких граждан по утерянным ими паспортам. Перечисления не были обоснованы ни договорами, ни иными документами, обосновывающими расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей. При проведении проверки эти фирмы по адресам регистрации не обнаружены.
Руководитель ЗАО "Компания Бюджет" рассказал, как всё было. Вначале В. Чаптынов при личной встрече дал генеральному директору фирмы устное распоряжение о перечислении денег сторонним фирмам ООО "Арбитон" и ЗАО ПКФ "Витязь". Граб В.Ф. ответил, что он (его фирма) отвечает за законность расходования вверенных им государственных средств, поэтому произведёт расходы только на основании письменного распоряжения от Правительства Республики Алтай. Вскоре такие распоряжения (поручительства) поступили и 22.07.1997 года 1450 млн. руб. были перечислены ООО "Арбитон". И через один день, 23.07.1997 г. 2600 млн. руб. перечислены ЗАО ПКФ "Витязь".
Кроме того незаконными и необоснованными документально были расходы на покупку векселя ООО "Компания "Алисат" за 525 млн. руб. При получении этого векселя ЗАО "Компания Бюджет" вполне обоснованно признала его ничего не значащей и ничего не стоящей бумагой. Оплата векселя была осуществлена по письменному поручительству министра финансов Республики Алтай К.Г. Иванова.
См.: 7. Поручение на покупку векселя, 525 млн. руб.
См.: 2. Пояснения ЗАО =Компания Бюджет=
См.: 8. Акт передачи векселя ЗАО Компания Бюджет
См.: 9. Вексель ООО Компания Алисат
См.: 10. Акт передачи векселя ООО Аргалит
Проверкой установлено, что так же незаконным было перечисление 1068,5 млн. руб. ООО "Компания "Алисат". Расходование этих средств обосновывалось погашением задолженности Правительства Республики Алтай перед ООО "Компания Алисат" за поставленный уголь. Фирме ООО "Компания Алисат" якобы задолжал ПКП "Юпитер", а в свою очередь перед ПКП "Юпитер" должником за поставленный уголь якобы являлся ОАО "Горно-Алтайтоппром". Однако проверкой в ОАО "Горно-Алтайтоппром" установлено, что задолженность перед ПКП "Юпитер" составляла только 15,6 млн. руб. При этом документально установлено, что поставку угля в Республику Алтай осуществляло ПКП "Юпитер", а ООО "Компания "Алисат" не имеет к этому никакого отношения. Из этого следует, что перечисление денег ООО "Компания "Алисат" осуществлялось на основании фиктивных документов и расходование 1068,5 млн. руб. было так же незаконным. Кстати, по адресу регистрации эту компанию не обнаружили, что даёт основания, наряду с другими данными, предполагать, что она была создана для хищения государственных средств.
См.: 11. Поручение о перечислении 1,1 млрд. руб. ООО Компания Алисат
См.: 12. Акт проверки ОАО Горноалтайтоппром
См.: 13. Объяснения ОАО Горноалтайтоппром
См.: 14. Акт проверки Агенства продовольственной корпорации
И так, на основе материалов проверок и расследований правоохранительных органов установлено, что неправомерными действиями должностных лиц Республики Алтай, и в первую очередь, председателя Правительства Республики Алтай В. Чаптынова, нанесён ущерб государству в сумме не менее 5 миллиардов 643 миллионов рублей (после деноминации рубля в 1998 году указанная сумма равна 5 миллионам 643 тысячам рублей).
И так, незаконные операции осуществлялись 22 - 23 июля 1997 года, а через 18 дней (10 августа 1997 года) тело В.И. Чаптынова было обнаружено бездыханным в номере гостиничного комплекса "Президент Отель", (г. Москва).
У автора этих строк есть основания предполагать, что В. Чаптынов был обманут и совершал незаконные действия под воздействием группы аферистов, работавших, как в России, так и в Германии.
И так, вначале о фактах, послуживших основанием для такого предположения:
а) В Российской Федерации в 90-х годах действовали аферисты, которые предлагали региональным властям услуги по привлечению в регионы иностранных инвестиций под залог запасов полезных ископаемых и древесины на корню.
По их криминальной схеме возвратность инвестиций могла быть обеспечена якобы ценными бумагами - гарантийными обязательствами органов власти субъектов Российской Федерации, выпускаемыми под залог запасов полезных ископаемых и древесины на корню.
Мошенники пользовались тем, что в середине 90-х годов в России не было опыта работы с ценными бумагами и мало кто имел теоретические представления о том, что такое ценные бумаги и как они применяются в финансовой сфере. Тем более в регионах, где у власти были выходцы из советской, партийной и хозяйственной номенклатуры. Решения о выпуске региональных гарантийных обязательств для привлечения иностранных инвестиций принимались руководством регионов по советам своих финансово безграмотных или ангажированных мошенниками советников.
б) Выпускаемые региональными властями и рассматриваемые нами гарантийные обязательства не представляли собой никакой ценности и не являлись ценными бумагами.
Основаниями для такого вывода является следующее:
- выпуск такого рода документов не предусматривался российским законодательством. В связи с этим они не могли быть зарегистрированы и не регистрировались в установленном порядке, как это положено при выпуске ценных бумаг;
- запасы полезных ископаемых, находящиеся в недрах земли, и древесина на корню не были ликвидными и не могли обеспечить гарантию возврата средств для инвесторов.
в) Целями аферистов было получение крупных денежных сумм или иных материальных выгод от реализации мошеннической схемы с выпуском региональных гарантийных обязательств.
При этом могло быть несколько вариантов удачного для мошенников завершения их аферы, в том числе:
1. Организаторы аферы получали в своё распоряжение от представителей региональных властей гарантийные обязательства, и:
1.1. продавали их очередным малограмотным в финансовом плане гражданам или фирмам, присваивали выручку и исчезали из "поля зрения" представителей региональных властей;
1.2. запускали их в следующую аферу, посредством которой привлекали под региональные "липовые" гарантии вклады граждан, присваивали их и исчезали из "поля зрения" как представителей региональных властей, так и обманутых вкладчиков;
2. Аферисты убеждали представителей региональных властей в том, что иностранный инвестор готов предоставить властям региона сотни или миллиарды долларов под гарантийные обязательства, но для принятия окончательного решения следует передать организаторам проекта относительно небольшую сумму в долларах для того, чтобы они могли завершить последние операции и выполнить последние условия сделки - оплатить некую страховку в иностранном банке и т.д. и т.п.
Получив обозначенную сумму, аферисты так же исчезали навсегда из "поля зрения" представителей региональных властей.
г) Документально установлено, что одна или несколько групп мошенников активно "работали" по привлечению иностранных инвестиций с представителями властей Республики Алтай начиная с 1993 по 1998 годы.
В Республике Алтай с начала 90-х годов и до 1998 года неоднократно поднимались "волны" интереса к привлечению инвестиций через явно мошеннические схемы.
Выпуск гарантийных обязательств Республики Алтай (Promissory Note) в 1995 году.
Так, председатель Правительства Республики Алтай В.И. Петров с 1993 по 1996 годы проработал и реализовал совместно с компанией НИСК из Москвы аферу, которая была построена на выпуске якобы ценных бумаг (гарантийных обязательств - Promissory Note) под залог запасов полезных ископаемых и древесины на корню. Изготовленные Правительством Республики Алтай Promissory Note положены компанией НИСК в основу аферы следующего уровня: под эти документы привлекались вклады граждан под обещания постройки жилья для вкладчиков. Руководитель компании присвоил собранные с участием Правительства Республики Алтай деньги вкладчиков и сбежал с ними за границу. Позднее его всё таки арестовали, осудили и посадили.
Как известно, В.И. Петров не привлекался к уголовной ответственности по этому делу и "история умалчивает" о том, имел ли он какой то меркантильный интерес от участия в этой афере. Но факт участия Петрова В. в этой мошеннической схеме очевиден.
Более подробно об этой афере изложено на нашем сайте: Афера 20 века. В. Петров и 6 миллиардов долларов.
Правительством Республики Алтай выпускались вот такие "ценные" бумаги:
4. Гарантийное обязательство, РАП. 031, 28.02.1995.
И давались вот такие гарантийные письма, в которых весомость "ценных" бумаг подтверждалась залогом запасов полезных ископаемых и древесины на корню:
7. Гарантийное письмо Правительства РА, 226, от 20.03.1995 г.
Попытки получить в 1994 - 1997 годах несколько сотен миллионов долларов под залог якобы имеющихся у Республики Алтай 45 тонн золота.
В течение указанных в заголовке годов председатель законодательного органа Республики Алтай В. И. Чаптынов и председатель Правительства Республики Алтай В. И. Петров с участием ряда должностных лиц Республики Алтай и иных лиц, как из республики, так из-за её пределов, провели колоссальную работу по созданию мошеннической схемы с целью получения иностранных инвестиций.
При этом мошенники, находящиеся у власти Республики Алтай, изготовили большое количество фальшивых документов, с помощью которых пытались создать видимость того, что Республика Алтай имеет в своей собственности 45 тонн золота.
Примером этого служит один из многих фальшивых документов: 14. В. Чаптынов и Е. Бычков, 15 т. золота РА., №276 от 08.12.1994 г.
Кроме того, Чаптынов В.И. - Глава Республики Алтай, председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и Петров В.И. - председатель Правительства Республики Алтай, предоставили московским мошенникам беспрецедентно широкие полномочия по действиям от имени высших государственных органов Республики Алтай.
См.: 20. Доверенность Л. Шину, Шазират, №227.760 от 04.11.1994 г.,
10. Мандат суверенного государства для Р. Наварро, 17.01.1996 г
В завершении аферы мошенники изготовили банковские расписки в получении 45 тонн золота на хранение (safekeeping receipt). Московские и иностранные представители мошеннической группы пытались убедить мошенников из Республики Алтай в том, что под эти банковские расписки Республика Алтай получит сотни миллионов долларов.
Подробно и с приведением множества копий документов эта афера прописана на нашем сайте: Золото Республики Алтай.
Чем эта афера завершилась в период, когда Чаптынов В.И. и Петров В.И. руководили Республикой Алтай, неизвестно.
А информация об этой афере приведена здесь для того, чтобы показать, что задолго до 1997 года, когда Чаптынов В.И. стал председателем Правительства Республики Алтай и затеял операцию по получению кредита от банка "Менатеп", он уже был втянут "с головой" в мошеннические схемы, связанные с мнимым получением иностранных инвестиций для Республики Алтай.
Появление гарантийных обязательств Республики Алтай (Promissory Note) в период, когда Главой Республики Алтай, председателем Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай был Волков В. В. (1997 год).
После завершения выборов Главы Республики Алтай, в январе 1998 года бывший , Глава Республики Алтай, председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Волков В. В. передал автору этих строк пакет документов, подписанный как его подписью, так и подписями нескольких должностных лиц органов и организаций Республики Алтай. Были проставлены и печати соответствующих государственных органов и организаций. Это были гарантийные обязательства Республики Алтай (Promissory Note) на сотни миллионов долларов. В. Волков настойчиво убеждал меня в том, что Правительство Республики Алтай должно продолжить работу по привлечению в Республику Алтай иностранных инвестиций с использованием гарантийных обязательств. Были и другие люди, которые в это же время, видимо под воздействием организаторов аферы из Москвы, пытались убедить в том, что стоит только переделать пакет документов, поставив подпись Главы Республики Алтай, председателя Правительства Республики Алтай, и иностранные инвестиции потоком пойдут в Республику Алтай. Они считали, что для этого подготовлено всё необходимое.
Было понятно, что эта схема нереальна и основана на обмане, на том, что Правительство Республики Алтай якобы обладает ликвидными ресурсами, обеспечивающими гарантии возврата кредитных ресурсов - запасами полезных ископаемых и древесины на корню.
Указанные выше гарантийные обязательства были уничтожены и новые не выпускались.
д) Намерения В. Чаптынова получить в 1997 году иностранные инвестиции в размере 140 миллионов долларов на строительство Катунской ГЭС.
Как известно, тело Чаптынова В. И. было обнаружено бездыханным в номере московского гостиничного комплекса "Президент Отель" (Москва) утром 10 августа 2017 года. За 2-3 дня до этого автор этих строк встретил В. Чаптынова в аэропорту г. Барнаула. Он как раз летел в Москву. Валерий Иванович, как это часто бывало в его командировочных переездах, был весьма навеселе и пригласил меня за свой столик в кафе vip-зала аэропорта. Необходимо отметить, что он был весёлым и довольным не только от действия алкоголя, но и его "грела" какая то очень приятная для него мысль. Он, веселясь и шутя мне сказал "Семён Иванович, скоро мы получим на строительство Катунской ГЭС 140 миллионов долларов и она будет построена. Вот ты выиграешь выборы, станешь Главой Республики. Поставь потом меня директором Катунской ГЭС". И хитро-хитро посмеивался, глядя на меня прищуренными глазами.
Я в то время по имеющейся устной информации уже мог предполагать, что Чаптынов В. И. ведёт работу по привлечению в Республику Алтай инвестиций на строительство ГЭС. Шли разговоры, что были выпущены ценные бумаги Республики Алтай на огромные суммы под залог полезных ископаемых, запасов древесины на корню. Делегация представителей Правительства Республики Алтай во главе с министром финансов Республики Алтай Г. К. Ивановым выезжала в Германию на переговоры с иностранными организаторами инвестиций.
е) Дополнительная информация о событиях, связанных с получением иностранных инвестиций в 1997 году.
Из устной информации, полученной от ряда лиц, информированных в какой то степени о том, что происходило, известно следующее:
- организаторы мошеннической схемы убедили представителей Республики Алтай в том, что всё готово для получения 140 миллионов долларов;
- не хватает только последнего - застраховать сделку в некой иностранной страховой компании, для чего требуется всего-навсего что-то около 1 миллиона долларов.
В то же время (июль 1997 года) ходили слухи, что сын В.И. Чаптынова был остановлен на таможне с одним миллионом долларов наличными в дипломате. И якобы, В. Чаптынов вылетал срочно в Москву, для того, чтобы "выручить" и сына и миллион долларов. Говорилось о том, что Чаптынову В. удалось "замять" историю с попыткой пересечения границы с миллионом долларов. Что стало с упомянутой наличностью - ничего не известно, не было даже слухов.
Предположения о том, на что были направлены средства кредита банка "Менатеп", потерянные в фирмах однодневках.
И так, нам известно, что 22-23 июля 1997 года по личным указаниям В. Чаптынова было незаконно перечислено 5,6 млрд. руб. в фирмы однодневки. И встаёт вопрос, а куда они делись? В связи со смертью В. Чаптынова, отсутствием свидетелей и документального оформления совершенных операций так и не удалось установить дальнейшую судьбу денег. Тем не менее, приведённые выше сведения о работе представителей Правительства Республики Алтай с некоей группой сторонних и местных аферистов, позволяют сделать некоторые предположения.
Предлагается следующая версия событий, связанных с потерей 5,6 млрд. руб.:
- вероятно, что деньги были обналичены, переведены в доллары и переданы В. Чаптынову или его доверенным лицам;
- далее миллион долларов был переправлен за границу и передан в руки организаторов мошеннической схемы якобы для выполнения решающего условия получения кредита в 140 миллионов долларов - на страхование сделки за границей;
- организаторы аферы получили желаемое и, как говорится "были таковы".
Из устной информации было известно, что бывший министр финансов Республики Алтай К. Иванов скрытно и в частном порядке предпринимал попытки поиска денег, пропавших за границей.
Кстати, Иванов К. мог бы "пролить свет" на то, что произошло с деньгами после того, как они попали в фирмы-однодневки.
Известно так же, что и А. Манзыров, возглавлявший представительство Республики Алтай в Москве, мог обладать обширной информацией, как и некий московский предприниматель по фамилии Селезнёв, декларировавший тесную дружбу и взаимодействие с В. Чаптыновым и А. Манзыровым при осуществлении в Москве многих сомнительных операций.
О месте и роли других местных фигурантов, принимавших деятельное участие в весьма сомнительных с экономической точки зрения операций.
Конечно же, ни Петров В., ни Чаптынов В. не были теми людьми, которые могли бы самостоятельно разобраться в механизмах выпуска и обращения ценных бумаг или гарантийных обязательств. Их убеждали в законности и экономической целесообразности выпуска гарантийных обязательств люди, которые выдавали себя за "крутых" финансистов и экономистов. И наиболее приближенным, деятельным вдохновителем Петрова В. и Чаптынова В. в те времена был С. Ленкин. Именно он "носился как с писаной торбой" с идеей выпуска таких гарантийных обязательств - Promissory Note. И добился успеха - Правительство Республики Алтай несколько раз издавало и запускало в обращение эти бумаги, в том числе и в 1997 году, когда председателем Правительства Республики Алтай был Чаптынов В.
С Манзирова А. сложно требовать понимания каких то экономических реалий - он был очень далёк от экономической теории и практики. А вот Иванов К. имел высшее экономическое образование, поэтому мог понять мошенническую сущность проводимых операций с гарантийными обязательствами.
В начале 1998 года ещё и Б. Пьянков (бывший руководитель системы ЖКХ Республики Алтай) предпринимал усилия для того, чтобы убедить новое руководство Республики Алтай в необходимости возобновления ранее частично выполненной и прекращённой работы по привлечению иностранных инвестиций в Республику Алтай. Возможно, что он делал это исходя из личной и ошибочной убеждённости, либо по наущению со стороны.
Наверняка в те времена были и другие, но менее известные фигуранты этого "дела".
В связи с изложенным выше невольно возникают вопросы: а не могли ли они (не главные действующие лица, а соучастники, ходатаи и подстрекатели) всё знать и понимать, но сотрудничать со сторонними организаторами афер, входя в долю "гешефта"? Или добросовестно заблуждались? Полагаю, что на самом деле были и те, и другие.
О предполагаемом стороннем организаторе аферы с гарантийными обязательствами.
Во времена осуществления афер с гарантийными обязательствами упоминался некий господин Порошкин, с которым контактировали представители органов власти Республики Алтай по вопросам привлечения иностранных инвестиций через выпуск гарантийных обязательств. Позднее Порошкин был осуждён и привлечён к уголовной ответственности за мошенничество с ценными бумагами одного из регионов Дальнего Востока. Об этом были публикации в российской прессе.
О том, что Порошкин был участником мошеннических операций с гарантийными обязательствами Республики Алтай имеется свидетельство Н. Москалёва.
Газета "Постскриптум",
ноябрь 1997 года.
РЕВИЗОР ЗУБАКИН В РОЛИ ПРОКУРОРА
"...Если уж рядиться в тогу борца за справедливость, надо бы говорить об истинных аферистах, подрывающих авторитет Республики Алтай как внутри России, так и за её пределами. "Взять операцию по выпуску ценных бумаг от имени Республики Алтай за границей", - приводит пример Семён Зубакин. Действительно, некий г-н Порошкин провернул аферу с ценными бумагами. Но кто был главным инициатором и вдохновителем этой аферы? Многим жителям Горного Алтая известно, что сей коммерческий кульбит задуман бывшим директором оффшорной зоны Ленкиным, другом и соратником Зубакина по политическим пристрастиям лагерю. Почему бы депутату Зубакину не назвать рядом с аферистом Порошкиным и господина Ленкина?..."
Николай Москалёв, депутат Горно-Алтайского городского Совета
Эта публикация совершена в период предвыборной компании, когда за пост Главы Республики Алтай среди других претендентов боролись так же С. Зубакин, и В. Петров. Всё содержание статьи было направлено в пользу Петрова В. и против С. Зубакина. Понятно, что в ней Н. Москалёв сделал попытку привязать к аферистам С. Зубакина. Де, С. Ленкин, главный инициатор и вдохновитель аферы с ценными бумагами был другом и политическим соратником С. Зубакина.
Н. Москалёв, приближенный к В. Петрову человек, конечно же не стал бы разоблачать своего "шефа" и писать об аферах, совершенных в период правления Петрова В. (до 1997 г.). Следовательно, Н. Москалёв публично указал, что афера имела место не при Петрове В., а при Чаптынове В., после того как последний "сверг" Петрова В. с должности председателя Правительства Республики Алтай и сам возглавил Правительство.
Задев мимоходом С. Ленкина, и возведя его в ранг главного инициатора и вдохновителя аферы, Н. Москалёв конечно же умолчал, что С. Ленкин вдохновлял на аферы не только Чаптынова В., но и Петрова В. И при Петрове В. совершались не менее "кучерявые" аферы.
Ну и как это так, уделяя внимание главному вдохновителю афер и даже якобы его другу и по совместительству разоблачителю афер, Н. Москалёв ничего не написал о главных организаторах и исполнителях - о Чаптынове В. и Петрове В.
О их полной безграмотности, меркантильности, аморальности и криминальности.
Ну, с этим всё понятно. Имея ввиду ангажированность автора и заказной характер публикации.
Тем не менее Москалёва Н. необходимо и поблагодарить за предоставление таких важных свидетельств.
О совпадении внезапной смерти В. Чаптынова с временем "утери" 5,6 миллиардов рублей, а так же с мерами, предпринимаемыми В. Чаптыновым по установлению обстоятельств совершения другой аферы с участием В. Петрова.
И так, восстановим в памяти. В фирмы однодневки 5,6 миллиардов рублей перечислены 22-23 июля 1997 года, а 10 августа 1997 г. В. Чаптынов, не жаловавшийся до этого на здоровье, внезапно умирает в возрасте 52 лет.
Если версия о миллионе долларов на страховку сделки по иностранным инвестициям верна, то можно предположить, что В. Чаптынов всё таки пытался найти тех, кто взял валюту и скрылся "с глаз", или ключевых посредников.
Если Вы посмотрите материалы (включая копии документов) об афере с векселями банка "Московский национальный банк" на 27,5 миллиардов рублей (В. Петров и векселя на 27,5 миллиардов рублей), то вы узнаете, что В. Чаптынов, став председателем Правительства Республики Алтай и приняв дела от Петрова В., обнаружил письмо от банка "Московский национальный банк" с требованиями об уплате процентов за пользование векселями банка на сумму 27,5 миллиардов рублей, якобы полученных Правительством Республики Алтай при Петрове В.
См.: 4. Письмо А.Г. Егиазаряна В.И. Петрову НР Б-6-16.10-155 от 11
5. Письмо В.И. Чаптынова А.Г. Егиазаряну НР ВЧ-97.27 от 12.02
Известно, что В. Чаптынов не только остановил работу по векселям, но и предпринимал действия по установлению обстоятельств использования векселей и денежных средств. И эти действия продолжались вплоть до смерти В. Чаптынова.
По устным свидетельствам одного человека, сопровождавшего В.И. Чаптынова в последней командировочной поездке и находившегося по долгу службы рядом с Чаптыновым В. в Президент Отеле, накануне дня смерти, вечером В.И. Чаптынов встречался в своём номере отеля с губернатором Алтайского края и .... с А.Г. Егиазаряном, председателем правления АКБ "Московский национальный банк".
Странное совпадение.
Тем не менее, имеющейся информации недостаточно не только для выводов, но и для предположений. Но есть основания подумать.