Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
“Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Ревизору, инспекторубухгалтеру, финансисту

Работы Института Е.Т. Гайдара для Республики Алтай

   Работы Института Е. Т. Гайдара для Республики Алтай  

     Став в январе 1998 года Главой Республики Алтай, Председателем Правительства  Республики Алтай, я столкнулся с тяжелейшей ситуацией в экономике, социальной и политической сфере Республики Алтай. К тому же в августе 1998 года в России разразился экономический кризис, который больно ударил по всем субъектам Российской Федерации и особенно по высоко дотационным регионам. Правительству Республики Алтай пришлось в первую очередь бороться как с негативным наследием, доставшимся нам из прошлых лет, так и отвечать на новые вызовы, возникшие в период общероссийского кризиса. Кроме того, конечно же, надо было работать на перспективу, создавать условия для ускоренного и динамичного развития Республики Алтай на последующие годы.

     Мне повезло в том, что я имел возможность обратиться за помощью в Институт экономических проблем переходного периода (далее Институт) и лично к его директору Е.Т. Гайдару. И помощь была оказана незамедлительно - 23 марта 1998 года в Республику Алтай выехала группа экспертов Института. И в апреле 1998 года я получил от Института предварительный отчёт по итогам работы экспертов в Республике Алтай: "Анализ состояния бюджета Республики Алтай и отношений между бюджетом Республики Алтай и федеральным бюджетом" (далее Анализ).

     Примечание: в последующем Институт экономических проблем переходного периода переименован в Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара.

     Специалисты Института установили, что потребности республиканского бюджета в 1998 году составят 775 миллионов рублей, в том числе на: 
         -  текущие расходы без государственных капитальных вложений 486 млн. руб.;
         - погашение кредиторской задолженности прошлых лет 142 млн. руб.;
         - погашение бюджетной ссуды, выданной в 1997 году, 147 млн. руб.
         А доходы 1998 года просчитывались на уровне 268,5 млн. руб., из них запланированные трансферты из федерального бюджета 124,5 млн. руб., налоговые доходы 140,5 млн. руб., неналоговые доходы 3,5 млн. руб. То есть недостаток бюджетных средств составлял 506,5 млн. руб.  или 497 млн. руб. при условии принятия мер по взысканию недоимки прошлых лет по налогам.

     Институт установил причины такого катастрофического положения бюджетной сферы Республики Алтай:

     - сложные природные условия, неразвитость транспортной инфраструктуры, малая плотность населения, низкий уровень развития экономики;

     - плохое управление в республике, осуществлявшееся на протяжении последних лет;

     - заниженный объём финансовой помощи, поступавший из федерального бюджета в результате недооценки Минфином России:
     а) некоторых видов расходов бюджета, ранее финансировавшихся из бюджета Алтайского края;

      б) расходов бюджета республики на душу населения, которые существенно выше чем в соседних регионах по причине высокой доли сельского населения и весьма разветвлённой сети бюджетных учреждений.

     Таким образом было установлено и доказано расчётами, что Республика Алтай по изложенным выше причинам располагает меньшей доходной базой и несёт больший уровень расходов, чем принимается в расчёт Минфином России при распределении Фонда финансовой поддержки населения.

     Институт предложил ряд мер по выходу Республики Алтай из бюджетного кризиса . Они изложены в указанном выше Анализе на страницах 7 -10. Конечно же, Правительство Республики Алтай было способно самостоятельно разобраться в ситуации и предусмотреть те же меры, что и предложены специалистами Института. Но нам было необходимо авторитетное заключение Института, подтверждение того, что Республика Алтай нуждается в дополнительной помощи из федерального бюджета.  Институт в то время и позднее работал на Минфин России по нескольким темам, в том числе разрабатывал методику распределения трансфертов из федерального бюджета. Заключение Института по бюджету Республики Алтай с выводами о недофинансировании республики из федерального бюджета и с подтверждающими расчётами были положены в основу работы Правительства Республики Алтай с Минфином России. А Минфин России, в свою очередь, уважительно относился к разработкам Института и учёл их при распределении трансфертов и определении размера финансовой помощи для бюджета Республики Алтай.

     В 1998 году нам не удалось продвинуться с решением проблем, стоящих перед бюджетом Республики Алтай. Причина в кризисе августа 1998 года (дефолт и прочее).  Тем не менее расчёты и выводы Института позволили включить Республику Алтай в перечень депрессивных регионов, претендующих на получение дополнительных средств из федерального бюджета по статье «Поддержка депрессивных регионов». По мнению Института Республика Алтай могла получить в 1998 году дополнительной финансовой помощи максимум 80 миллионов рублей (см. стр. 10 Анализа). Фактически же Минфин России предусмотрел по этой статье для Республики Алтай 79 млн. руб. Всего же в 1998 году бюджетная система Республики Алтай получила из федерального бюджета 297 млн. руб., что на 173 млн. руб. больше, чем предусматривалось изначально. И это является не только результатом работы Правительства Республики Алтай с Минфином России, но и заслугой Института, доказавшего факт того, что ранее Минфин России финансировал Республику Алтай не в полной мере, как это требовалось. 

     Но самое главное то, что Институт по заданию Минфина России разработал новую методику распределения дотаций из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, которая была применена Минфином России на практике. И за основу этой методики взяты исследования, в том числе проведённые Институтом в Республике Алтай. И благодаря этим научным разработкам размер финансовой помощи из федерального бюджета для Республики Алтай существенно увеличился. И мы смогли до 2002 года погасить полностью все долги и наладить полноценное, стабильное финансирование бюджетной сферы республики. С информацией о долгах, доставшихся нам в 1998 году от предыдущего руководства, о работе по ликвидации этих долгов можно ознакомиться на другой странице сайта (находится в стадии разработки и будет доступна в ближайшее время).

     26 июня 1998 году в Белокурихе проходило заседание Межрегиональной ассоциации «Сибирское Соглашение» (далее МАСС). В нём участвовал заместитель Председателя Правительства России В.Б. Христенко и первый заместитель Министра финансов России А.Л. Кудрин. Утром, в день проведения заседания, я узнал, что председатель профсоюза работников образования Республики Алтай Ю.П. Тишков организовал выезд группы учителей на пикетирование заседания МАСС. И участники заседания проходили в здание, в котором работала МАСС, сквозь шумную толпу протестантов. Позднее я узнал, что в ней были не только наши учителя, но и учителя из Бийска и Белокурихи. В самом начале заседания Христенко В.Б., выражая недовольство, спросил, что это за люди собрались и намерены блокировать работу МАСС. Я встал и сказал, что это учителя Республики Алтай и они протестуют в связи с задолженностью по заработной плате, образовавшейся по причине недостатка средств в бюджете Республики. Виктор Борисович понял так, что это я организовал приезд пикетчиков, поэтому очень сердито общался со мной, подозвал первого заместителя Министра финансов России А. Л. Кудрина и направил нас к пикетчикам для урегулирования ситуации. Я вышел вперёд, Кудрин за мной. Толпа ярилась, требовала выплат зарплат. Я объяснял, что задолженность возникла до 1998 года, а сейчас мы не можем справиться с долгами по причине недостатка средств в бюджете.

     По пути на улицу я кратко пояснил ситуацию и попросил Кудрина А.Л. рассмотреть проблему и изыскать возможности увеличения финансирования для Республики Алтай. Выступая перед толпой, я просил прекратить пикетирование и не перекрывать проход в здание (высказывались намерения протестантов не выпустить участников заседания МАСС из здания или перекрыть дорогу на выезде из Белокурихи). Вопрос с финансированием и погашением задолженности по зарплате будет решен. И сказал, показывая на Кудрина А. Л., вот первый зам Министра финансов России, он подтвердит. Алексей Леонидович пообещал рассмотреть проблему и принять меры. Толпа вскоре разошлась, наши учителя сели в автобус и уехали в Горно-Алтайск. А я попросил Кудрина А.Л. принять меня и рассмотреть проблемы с бюджетом Республики Алтай. 
     Попутно замечу, что губернатор Алтайского края А. А. Суриков промолчал и не откликнулся на вопрос Христенко В.Б., тогда как в многочисленной группе протестантов было больше учителей с Алтайского края (г. Белокуриха, г. Бийск). 

     И вскоре я был в кабинете Кудрина А.Л. в Минфине России. Вооруженный Анализом Института. Рассказал о ситуации, о недофинансировании из федерального бюджета, о том, почему возникли долги по зарплате и т. д. Алексей Леонидович попросил у меня на время Анализ, взял к себе, ознакомился и позднее вернул его мне при следующей встрече, когда он стал Министром финансов России.

     И в 1999 году началась работа над бюджетом на 2000 год уже с учётом разработок Института, на основе новой методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

     Если в 1998 году доля дотаций для Республики Алтай в федеральном фонде на выравнивание бюджетной обеспеченности составляла 0,32 % (124,5 млн. руб.), то в последующие годы она неуклонно увеличивалась: 1999 г. – 0,43% (144,6 млн. руб.), 2000 г. – 0,73 % (496,9 млн. руб.), 2001 г. – 0,89% (893,5 млн. руб.). И в 2001 году Правительство Республики Алтай защитило в Минфине России на 2002 год дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 1534,1 млн. руб. или 1,13 % от всего объёма федерального фонда. С 1998 по 2001 годы размер дотаций увеличился в 7,2 раза. Для сравнения: размер дотаций для Алтайского края за это же время увеличился только в 2,5 раза, для Республики Тыва – в 3,3 раза.

СМ. таблицу "Размер дотаций (трансфертов) из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности"

     И с 1998 года, в последующие годы, включая 2002 год, когда Главой Республики Алтай был другой человек, Институт и его сотрудники работали над вопросами развития республики и решения основных проблем региона.

     Экспертами Института к концу 2001 года подготовлены Материалы к разработке Программы развития Республики Алтай.  

И Правительство Республики Алтай приступило к разработке соответствующей программы, используя материалы ИЭПП. Но завершить её так и не успело.

     В 2002 году Институт опубликовал большую работу «Региональные аспекты развития экономики России на примере разработки концепции социально-экономического развития Республики Алтай».

Исследование и публикация осуществлены в рамках проекта CEPRA (Российско-Канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований), финансируемого Канадским Агентством Международного Развития (CIDA). В октябре 2000 года я побывал с делегацией Института в Канаде. Там мы изучали вопросы взаимоотношений центральной власти Канады с регионами и муниципалитетами, в том числе по вопросам содействия развитию регионов, финансовой поддержки из центрального бюджета. Кроме того, мы знакомились с опытом социальной поддержки граждан Канады, оказываемой государством, регионами и муниципалитетами. Для нас были организованы рабочие встречи с представителями органов центральной власти в столице страны, а также в Торонто, Оттаве – с региональными органами власти, в двух других городах – с муниципальными органами власти. Провели переговоры о поддержке Канадским Агентством Международного Развития (CIDA) исследований для Республики Алтай.

     В рамках достигнутого соглашения Институт в 2001 году также вёл разработку проекта по внедрению в Республике Алтай системы адресной социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. И подготовил "Краткий отчёт о внедрении технологии регулирования минимальных доходов в Республике Алтай".

     К сожалению Правительство Республики Алтай 1998-2001 годов не успело воспользоваться в полную меру последними разработками Института. А Правительству «Лапшина» они не были нужны.

     Материалы Института, полученные при совместной работе Института, Минфина России и Правительства Республики Алтай вошли в состав множества научных исследований, которые обогатили общество, государство и научную среду России.

    И наиболее важным для нас являлась реализация этих материалов Минфином России в части применения новой методики распределения трансфертов, позволившей в 7 раз увеличить для Республики Алтай дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. А мы на основании этого преодолели тяжелейший бюджетный кризис 1997 – 1999 годов, стабилизировали и вывели на новый уровень бюджет Республики, погасили все долги и обеспечили выполнение текущих бюджетных обязательств на должном уровне. Увы, полноценно «насладиться» достигнутым нами уровнем мы не смогли. На «вахту» в 2002 году заступила другая команда, которая начала работать с очень хороших стартовых позиций, подготовленных нами. И все «сливки» с этого достались этой новой команде, которая по большому счёту ничего большего и не создала, но потребляла то, что сделано нами.

     Но суть не в этом. Задача этой публикации показать роль Института в достижениях Правительства Республики Алтай в рассматриваемой сфере.

    Я выражаю самую искреннюю и глубокую благодарность за организацию и осуществление работ в помощь Республике Алтай:
           - Институту экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

 - основателю и руководителю Института, доктору экономических наук Егору Тимуровичу Гайдару за организацию работ института в помощь Республике Алтай (посмертно); 

- заместителю директора Института (в настоящее время научный руководитель Института), доктору экономических наук Сергею Германовичу Синельникову-Мурылёву;

- заместителю директора Института (в настоящее время исполнительный директор Института), кандидату экономических наук Сергею Вадимовичу Приходько;

- доктору экономических наук, Министру  финансов России (в настоящее время Председатель Счётной Палаты России, главный научный сотрудник и член Попечительского Совета Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара) Алексею Леонидовичу Кудрину;

- доктору экономических наук Владимиру Александровичу Мау;

- кандидату экономических наук Сергею Владимировичу Жаворонкову;

- кандидату юридических наук (в настоящее время руководитель Научного направления Института "Правовые исследования") Анне Борисовне Золотарёвой;

- заведующей лабораторией структурных проблем экономики Института Ольге Ивановне Изрядновой;

- кандидату экономических наук (в настоящее время руководитель Научного направления Института "Политическая экономия и региональное развитие") Ирине Викторовне Стародубовской;

- всем сотрудникам, принимавших участие в нашей совместной работе с Институтом.