Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Вопрос. Приоритетные направления развития экономики Республики Алтай?
Ответ: Все, без исключения, составляющие современной экономики Республики Алтай, к которым я отношу банковскую, финансовую и бюджетную системы, а также отраслевые направления экономики, должны развиваться по всем направлениям, приводящим к прогрессу. Работу органов власти в экономической сфере можно сравнить с искусством изготовления ковра ручной работы. Узелки на всем поле ковра завязываются с одинаковой тщательностью. Общий узор, дающий красоту и гармонию, складывается на всем поле ковра. Не получит ковер высокой оценки, если его отдельные фрагменты будут вытканы новичком, не владеющим навыками и знанием своего дела. К таким же результатам приведет труд заслуженного мастера, если он не будет тщательно вывязывать каждый узелок.
Труд отличного ремесленника так же будет бесполезным, если он не наделен талантами художника и не обладает искусством построения композиции.
И совсем нельзя надеяться на успех, если за дело ковроткачества возьмется лесоруб. Лесоруб может быть в своем деле быть докой. За один день наваляет столько деревьев, сколько не падало при урагане. Но ковер не выткет даже при самом большом приложении старания и сил.
Каждое из направлений развития заслуживает самого большого внимания. Но, вернемся к примеру с ковром ручной работы. Есть отдельные элементы композиции и рисунка, которые определяют художественную ценность ковра. Так и в экономике, есть отдельные направления, которые могут принести наиболее существенный результат. Я назову их: развитие дорожной сети, создание собственной энергетической базы (в том числе за счет гидроэнергетики, добычи углеводородного сырья), добыча и переработка возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, строительство, промышленность стройматериалов, переработка сельхозпродукции, туризм.
Вопрос. Масштабные проекты, которые позволят республике сделать рывок вперёд и возможность их осуществления?
Ответ: Строительство ГЭС на Катуни и Чуе средней и малой мощности для удовлетворения потребностей Республики Алтай в электроэнергии (первый этап) и строительство более мощной ГЭС на Катуни в последующем, для реализации электроэнергии за пределы республики Алтай.
Согласен с Ралифом Сафиным, в том, что в настоящее время для осуществления этого (даже первого этапа) на территории Республики Алтай нет денег и нет инвесторов с деньгами со стороны. Шумиха вокруг Алтайской ГЭС - специальная акция, под прикрытием которой стремятся «застолбить» земельные участки для того, чтобы в последующем диктовать свою волю реальным инвесторам или перепродать им же.
Уверен, что в течение 2-3 лет реальные инвесторы и деньги на осуществление первого этапа появятся.
Второе масштабное и перспективное направление – строительство автомобильной дороги и газопровода на Китай.
Реальные подвижки по этому направлению могут произойти не менее чем через лет пять. Сейчас необходимо усиленно двигаться вперед по этому пути, вести информационную и организационную подготовку, сводить вместе все заинтересованные стороны, прорабатывать неясные фрагменты, доказывать с экономическими выкладками и документами в руках необходимость будущего строительства. Если этого не делать сейчас, то и через десять лет ничего не сдвинется.
Р. Р. Сафин в своем интервью говорил о строительстве железной дороги на Китай. Совершенно нереальная вещь. Непонятно, на основе чего Ралиф Рафилович пришел к этой мысли. Или горные массивы, которые он видел из Кош-Агача его не впечатлили. Или он что-то с чем-то спутал. Надеюсь, что это все-таки простая оговорка.
Строительство газопровода для снабжения населения и ЖКХ Республики Алтай природным газом. Чрезвычайно важный и наиболее реальный проект для осуществления в настоящее время.
Большая ошибка М. Лапшина в том, что он не продолжил нашу работу в этом направлении.
Строительство горнолыжного курорта. Надо было строить не сегодня, а вчера.
Строительство аквапарка для туристов и жителей Республики Алтай. Новая идея, перспективная и очень полезная в части развития туризма (как и горнолыжный курорт).
Строительство современных дорог на Кемеровскую область и Ленинагорск (Казахстан).
Вопрос. Насколько в обозримом будущем можно снизить дотационность республики?
Ответ: Некоторое снижение дотационности возможно по результатам каждого истекшего года.
Изжить глубокую и хроническую дотационность удастся при ежегодной, кропотливой работе в течение 7 – 10 лет.
Вопрос. Нужен ли, с Вашей точки зрения, в Горном Алтае отдельный регион или его можно объединить с краем или Кемеровской областью?
Ответ: Нет существенных экономических, политических и социальных оснований для ликвидации Республики Алтай как субъекта Российской Федерации. Укрупнение регионов и, повышение за счет этого управляемости государством – требование времени, но не за счет регионов, имеющих существенную национальную составляющую и расположенных на границе трех сугубо азиатских государств (к тому же имеющих существенную мусульманскую компоненту в приграничных с Россией территориях).
Может быть ошибаюсь. Но, заслуживающих внимание контраргументов не слышал и не видел. Полагаю, что некоторые ярые сторонники ликвидации Республики Алтай бегут впереди несуществующего паровоза. Разве не четко обозначил свою позицию по этому вопросу Президент Российской Федерации?
Объединение полноценных субъектов Российской Федерации не самоцель. Искусственное стимулирование объединительных процессов не уместно. Объединение возможно на основе волеизлияния населения и в соответствии с действующей конституции.
Такой примерно смысл в установках, которые дал Президент России В. В. Путин.
В настоящее время – это его решение, его позиция, как высшего должностного лица. Полагаю, что другого подхода в ближайшее время не будет. Если ситуация в России со временем эволюционирует в сторону более активных действий по вопросам объединения субъектов Российской Федерации, то может быть выдана установка на ведение более активной разъяснительной и организационной работы. Но из этого не следует то, что не будут учитываться определенные особенности регионов, конкретные ситуации.
Кстати, о конкретных ситуациях. Если мы будем звать на правление различного рода «варягов» со стороны, то можно прийти к выводу об отсутствии в Республике Алтай кадрового и иного потенциала для самостоятельного развития в ранге субъекта Российской Федерации.
Вопрос. Ваш взгляд на местное самоуправление? Должны ли сельские и районные главы избираться или утверждаться райсоветами по представлению губернатора, нужны ли в селе избираемые сельские главы или пусть их назначают сельские советы? Легко ли будет запустить сельское самоуправление в работу?
Ответ: Управление на уровне районов при численности населения от 9 до 20 и более тысяч трудно назвать муниципальным. Муниципалитет в первую очередь предусматривает самоуправление граждан. Какое же самоуправление, если его органы находятся за сотни километров от населенных пунктов и практически недоступны простым гражданам.
То, что в России делается – это из-за безвыходности ситуации. Нет еще у граждан соответствующих традиций, навыков и политической культуры должного уровня для полноценного самоуправления на уровне сельских поселений. Нет соответствующей финансовой и материально-технической базы.
Вот и пошли на создание более замысловатой конструкции.
Исходя из этого, имею четкое мнение: Главы районов и города должны назначаться на должность районными советами по представлению высшего должностного лица Республики Алтай.
По сельским администрациям у меня нет готового ответа. Надо советоваться, изучать ситуацию более тщательно.
Вопрос. Ваша оценка ликвидации последствий землетрясения. Что нужно было, с Вашей точки зрения, сделать и что было сделано фактически?
Ответ: Оценка мною давалась ранее. Добавить не чего.
(можно привести тезисы по предыдущим публикациям на эту тему)
Вопрос. Как Вы относитесь к планам приватизации крупных объектов собственности республики? Когда приватизировать, какую часть собственности оставлять под контролем региона?
Ответ: Приватизация не самоцель. В каждом конкретном случае необходимо проводить тщательный анализ и учитывать два основных фактора:
- принимающий решение о приватизации должен быть абсолютно уверен, что без приватизации не обойтись в силу отсутствия средств и возможностей по нормальной организации работы предприятия;
- так же должна быть абсолютная уверенность, что у покупающего есть средства для финансовых вложений и другие возможности для развития предприятия.
Кроме того, необходимо исключить возможность спекулятивности сделок (купить, "раздербанить", перепродать).
Инфраструктурные и социально значимые объекты, по моему мнению, в настоящее время не должны приватизироваться. Нет таких организаций и людей, которые смогли бы наладить дело без ущерба социальным интересам населения.
Вопрос. Как, по Вашему мнению, можно сделать, чтобы турбизнес в республике приносил больше пользы нашему региону?
Ответ: Работать по генплану, создать республиканский информационный центр, оказать господдержку в рекламировании региона, его рекреационных возможностей, совершенствовать сопутствующий сервис, развивать смежные направления, внедрить эффективные приемы контроля за полнотой учета доходов и уплаты налогов.
29 марта 2005 года
С. Зубакин