Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
“Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Ревизору, инспекторубухгалтеру, финансисту

Кулаков А., Пильтин Г., Сабин В., Петров В. и афера с 40 тоннами козьего пуха

Кулаков А., Пильтин Г., Сабин В., Петров В. и афера с 40 тоннами козьего пуха

     Это ещё одна позорная страница из «истории» Республики Алтай. У меня нет копий документов для того, чтобы иллюстрировать размещаемую мною информацию по теме, указанной в заголовке. Но они были в 1998 году в МВД Республики Алтай, когда велось расследование инцидента с утратой Агентством федеральной продовольственной корпорации Республики Алтай 40 тонн козьего пуха. И они конечно же сохранились в архиве МВД РА.

     И так с начала и по порядку. В 1995 – 1996 годах Минфин России предоставлял субъектам Российской Федерации бюджетные ссуды под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Предусматривалось, что нефтеперерабатывающие предприятия получали на один год налоговое освобождение и в счёт обязательств по уплате налогов в федеральный бюджет поставляли в начале года ГСМ в регионы на проведение весенне-полевых и уборочных работ. И эти поставки оформлялись Минфином России как бюджетные ссуды, передаваемые в бюджеты регионов под 10 процентов годовых. Таким образом, Правительство России через бюджеты регионов поддерживало сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     Правительство Республики Алтай (далее Правительство) оформляло и получало такие ссуды в 1995-1996 годах, как и все другие регионы. В этой публикации мы рассмотрим ссуду в размере 15 миллиардов рублей (после деноминации 1998 года – 15 миллионов рублей), выделенную Правительству в виде товарного кредита – ГСМ на весенние полевые работы. Правительство перепоручило всю работу с товарным кредитом Агентству федеральной продовольственной корпорации в Республике Алтай (далее Агентство), директором которого был Кулаков Александр Васильевич.

     Агентство в соответствии с заключенными договорами поставляло весной сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам ГСМ, а в конце года получатели ГСМ рассчитывались за товарный кредит шерстью, пухом и иной продукцией. Таким образом Агентство собрало в счёт расчётов за товарный кредит 40 тонн козьего пуха.

     Далее самое интересное: весь пух был вывезен из Республики Алтай и передан на хранение в АО «Московский комбинат хлебопродуктов» (далее АО «МКХ»). При этом условия договора хранения, заключённого между Агентством и АО «МКХ», были откровенно кабальными для Агентства. Плата за хранение пуха была установлена в невероятно высоком размере, вследствие чего через несколько месяцев хранения Агентство задолжало ОАО сумму, равную стоимости всех 40 тонн хранящегося пуха. И весь пух оказался у АО «МКХ», а Агентство и Республика Алтай вместе с ним оказались «на бобах», как иногда говорят в народе. 

     В настоящее время цена 1 кг. не чёсанного козьего пуха (в руне) составляет не менее 30 долларов США. Примерно такая же цена на козий пух была в 1996 году. И так, Республика Алтай потеряла козий пух общей стоимостью не менее 1200 тыс. долларов США.

     Увы, сейчас можно давать оценки действиям ответственных лиц Республики Алтай только в предположительной форме. Вероятнее всего был преступный сговор между руководством Агентства (Кулаков А.) и АО «МКХ», в результате которого на государственных ресурсах поживились обе стороны этого сговора. И конечно же в курсе этой «операции» были председатель комитета сельского хозяйства Республики Алтай Г. Пильтин, первый заместитель председателя Правительства Республики Алтай Сабин В. и сам председатель Правительства Республики Алтай В. Петров. Конечно же не каждый из них имел в этом «деле» меркантильную заинтересованность, но каждый из них допустил как минимум халатность, наказываемую в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Ну, а при тщательном расследовании можно было бы установить и тех, кто получил от этой мошеннической схемы материальную выгоду.

     Потери бюджета в результате этой аферы составили в 1996 году не менее 6,5 млрд. руб. (6,5 млн. руб. после деноминации 1998 года.), что составляло 43% товарного кредита или бюджетной ссуды, предоставленных Республике Алтай на возвратной основе. Если бы этот объём пуха был бы продан как положено, то выручка была бы направлена в бюджет на погашение бюджетной ссуды.

     В конце 1998 года Федеральная продовольственная корпорация Российской Федерации была ликвидирована. Соответственно, в 1998 году находилось в процессе ликвидации также и Агентство этой корпорации в нашей республике. Новое Правительство Республики Алтай, приступившее к работе в январе 1998 года, начало разбираться с ситуацией в Агентстве. Мною была создана и направлена в Агентство ревизионная группа для проверки всех материально-денежных операций, касающихся взаимоотношений Республики Алтай и Агентства. В Агентстве в то время царила атмосфера «бардака»: бухгалтерские и иные документы хранились неупорядоченно, навалом, не было бухгалтера и т.д. С трудом, но разобрались кое в чём. В том числе напали на след 40 тонн пуха, исчезнувшего в неизвестном направлении. Материалы проверки передали в МВД Республики Алтай. Дознание или расследование длилось долго, все обстоятельства «аферы» были выявлены и задокументированы. В завершении этой работы министр Внутренних Дел Республики Алтай А. Бердников доложил мне о том, что потери материально-денежных ресурсов имели место, но для привлечения виновных к ответственности нет оснований. По его мнению, всё происходило в рамках гражданско-правовых отношений - ну, что поделаешь, если был заключён такой договор и пух перешел в собственность АО «МКХ» на основании положений, установленных договором. Я был не согласен с выводами Бердникова А. и до сих пор считаю, что он увёл от уголовной ответственности А. Кулакова и возможно Пильтина Г. Но всегда считал и сейчас считаю, что власти региона не вправе вмешиваться в деятельность правоохранительных органов в части применения уголовного законодательства. Нет и не было таких прав у Главы РА. Да и министр МВД РА и подразделения дознания и следствия по уголовным делам не подчинены Главе РА и Правительству РА. Эти направления деятельности органов внутренних находятся в ведении МВД России. А выносить разногласия на федеральный уровень – нажить себе врага в лице министра МВД РА, который встанет открыто на сторону оппозиции, которая и без того была сильна и готовила отстранение меня от должности.
     Кстати, Бердников А. за время своей службы в органах приобрёл себе много приватных друзей, на которых опирался и в своей работе на должности Главы РА.

     В 1997 году, В. Чаптынов, будучи Председателем Правительства Республики Алтай, создал на основе имущественного комплекса базы снабжения Алтайводмелиорации ОАО «Республиканская оптово-розничная база» с 100 процентным участием государства в уставном капитале. Директором ОАО был назначен Г. Сумин. Так вот в 1998 году дела в этом ОАО пошли под гору. И Сумин Г., являясь руководителем организации,  санкционировал распродажу автомобилей и другого имущество ОАО своим родственникам, друзьям и знакомым по заниженной цене, почти даром. Цена продажи основывалась на балансовой стоимости, а эта стоимость была установлена ещё в советское время. Переоценка в нарушение решений Правительства России под рыночную цену не делалась, хотя основные фонды (основные средства), в том числе автомобили и оборудование должны были переоценены трижды: по состоянию на 1 октября 1992 года, 1 января 1994 года и на 1 января 1997 года. Балансовая стоимость автомобиля УАЗ-469 в советское время была 3500 рублей. Только по одной из переоценок, по состоянию на 01.01.1994 г., балансовая стоимость автомобилей должна быть повышена в 26 раз. Рассмотрим ситуацию на примере рыночной стоимости автомобилей в январе 1998 года. Рыночную стоимость УАЗ-469 на начало 1998 года отыскать не удалось. Но установлено, что новый автомобиль ВАЗ-2121 (Нива) в январе 1998 года продавался в автосалонах за 6900 долларов США или за 42 тысячи рублей. Ну, а с позволения Сумина Г.П. автомобили ОАО (не только легковые, но и грузовики) продавались родственникам, друзьям и знакомым по цене не выше тысячи рублей. То есть автомобиль, хотя и поношенный, покупался у ОАО по цене, равной среднемесячной зарплате, которая складывалась в то время в целом по России.  

     Такая распродажа государственного имущества наносила материальный ущерб Республике Алтай. Проверкой КРУ Минфина России по Республике Алтай это «баловство» Сумина Г. было выявлено и материалы направлены в МВД Республики Алтай для расследования и решения вопроса об уголовном преследовании виновного лица.  И что вы думаете? А. Бердников отказался возбуждать уголовное дело, ссылаясь на то, что под действия Сумина Г. невозможно подвести какую-либо статью Уголовного кодекса РФ – де, законодательство не совершенно.

     Да, что говорить или писать про то, что А. Бердников увёл от ответственности Г. Сумина, если сам А. Бердников в компании с несколькими другими, приближенными к В. Чаптынову лицами, купил в начале 90-х годов в одном из колхозов Усть-Канского района несколько голов оленей или маралов по цене 1000 руб. за одну голову. По балансовой цене, установленной в советское время. Без переоценки на современную рыночную стоимость. Говорят, что в последствии его маралы или олени паслись в стаде крестьянского хозяйства «Надежда», главой которого был некий Бархатов. Ну это только разговоры. Куда дел своих маралов А. Бердников, достоверно не известно, но совершенно точно, что он их приобрёл за бесценок в ущерб тому колхозу, у которого покупал. Александр Васильевич, как я написал выше, не в одиночестве покупал за бесценок маралов. Всё совершалось в группе лиц. И среди них токарей или чабанов не было. Одно начальство, да ещё и самого высокого республиканского уровня. Так что с давних пор, плечом к плечу, пузо к пузу, формировалась начальствующая элита Республики Алтай 90-х годов. В таких вот делах или в тех, которые были куда серьёзнее. Потому было бы наивно ожидать от этой элиты, в том числе от А. Бердникова, добросовестного служения государству и в его лице – народу.

     Обратите внимание – став Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Бердников А. не забыл своих «друзей» или «подельников» (кто их разберёт). Упомянутые в этой публикации Кулаков А., Пильтин Г. и Сумин Г. были назначены Бердниковым А. на должности министерского уровня.

     Но Бердников А. не главный «герой» этой публикации. Полагаю, что напрямую ответственны за потерю 6,5 миллионов рублей в 1997 году (77 миллионов в современных рублях) А. Кулаков и Г. Пильтин. Не знаю, обогатились ли они от того, что была провёрнута такая афера с пухом, но говорят, что их крестьянские хозяйства и фирмы заметно отличались от тех, что были у простых крестьян и предпринимателей. Наличием финансовых возможностей и материальных ресурсов.

     Ну, а Сабин В. и Петров В., как я предполагаю, с начала 1998 года и до конца 2001 года тряслись от страха, что и они могут быть привлечены к ответственности. И боролись всеми силами и возможностями против того, по инициативе которого была вскрыта рассматриваемая афера с пухом. И понятно, что вместе с ними, в одной команде, плечом к плечу, сражались против Зубакина С. Кулаков А. и Пильтин Г. Тем более, что их возможности на этом поприще усилились тем, что все они были депутатами Государственного Собрания Республики Алтай – Эл Курултай Республики Алтай. Кроме того, их прикрывала депутатская неприкосновенность. А для того, чтобы эта неприкосновенность была реальной, они сколотили вокруг себя кучку своих прихлебателей, коллег по депутатству. Но это уже другая тема, которая ждёт своего часа публикации.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
"БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ"
АВТОР С. И. ЗУБАКИН 
(400 страниц, создано по заказу АНХ и ГС при Президенте России в серии "Образовательные инновации")

Информация об авторе ⇒ О компании
Содержание книги  "Бюджетный контроль "

ВЫСЫЛАЕМ  ФАЙЛ С ТЕКСТОМ НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ  
ПО ВАШЕЙ ЗАЯВКЕ   ЗАЯВКА
(Порядок 
оплаты согласовывается в переписке)

ЦЕНА  - 200 рублей.

Вместе с книгой покупатель получает право на устные и письменные консультации автора книги по вопросам бюджетного контроля.

(телефон автора книги и его электронный адрес будет сообщен после получения заявки)