Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
“Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Ревизору, инспекторубухгалтеру, финансисту

К вопросу о концепции развития Республики Алтай

К вопросу о концепции развития Республики Алтай

Как и во всех сферах деятельности человека, так и в экономике, есть небольшая часть людей, обладающая наиболее глубокими и обширными знаниями. Это специалисты высокого класса, имеющие высшее образование, научные степени и богатый опыт работы. Конечно же, они могут прогнозировать, планировать и принимать участие в решении вопросов развития экономики.

 Поработали специалисты, «закатав рукава», выдали результаты своего высококвалифицированного труда. Начальники пониже рангом и те, которые повыше рассмотрели и одобрили. И так, программа (концепция, основные направления и т.п.) развития экономики или отдельной отрасли изготовлена и готова к воплощению. Можно и работать. Но не тут-то было. Нынче же демократия, а демократия – это власть народа. Программу следует согласовать с народом или на худой конец, с его лучшими представителями, то есть с депутатами. Депутаты же являются зеркальным отображением среднестатистического, простого гражданина. И даже не совсем простого, а самого лучшего из простых.

В другой раз труд специалистов вливается в предвыборную программу кандидата, претендующего на управление республикой.   И эта программа пристрастно рассматривается каждым избирателем и является тем фундаментом, на основе которого формируется решение о голосовании  «за» или «против».

В конечном счете от правильности оценки экономической программы зависит судьба каждого гражданина в отдельности и всех вместе. Конечно же при условии, если кандидат или орган власти, представляющий программу составлял ее не только для того, чтобы добиться одобрения или избрания, а затем забыть про нее. Очень важным является и то, что программа должна быть реальной, исполнимой. Предполагаю, что в скором будущем мы убедимся на конкретном примере в пагубности популистской, «завирательской» программы. И если это произойдет, то мы будем вынуждены признать, что простой человек может ошибаться при оценке программы. Я же считаю, что такие ошибки не правило, а исключение.

Каждый человек при вдумчивом подходе, применении обыденной логики может проанализировать имеющиеся знания об окружающем мире и прийти к правильным выводам, которые будут по самым главным моментам совпадать с мнением  высоко квалифицированных экономистов.

Давайте попробуем через анализ общедоступных сведений определить наиболее подходящие направления развития экономики нашей республики. И начнем с того, что вспомним, какие государства в настоящее время имеют наиболее развитую экономику. Это Великобритания, Германия, США, Япония и еще некоторые другие государства. Чем же они отличаются от других государств?  Тем, что на их территориях работают   предприятия с применением современных достижений науки, автоматизации и организации труда, которые, как правило изготавливают продукцию, которая используется на таких же предприятиях или населением в разных странах. В этих же странах как правило хорошо развита добыча полезных ископаемых. Развитие сельского хозяйства основано на его дотировании за счет тех средств, которые зарабатываются в промышленности. Япония практически не имеет собственных запасов природных ресурсов, но находится   числе передовых за счет передовой организации производства электронных приборов, легковых автомобилей и других товаров. Мы знаем, что ряд стран Ближнего Востока (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.) процветают за счет добычи и продажи нефти.

Есть ли страны, которые в недавнем прошлом считались отсталыми, но в настоящее время развиваются опережающими темпами и выходят в число передовых? Конечно же есть. Это Южная Корея, Новая Зеландия, Китай, Индия и некоторые другие. В Южной Корее и Новой Зеландии успешно развивается электроника и машиностроение. В Китае промышленность развивается практически во всех направлениях. И в этих странах сельское хозяйство развивается только в сочетании с опережающим развитием перерабатывающей  промышленности.

 Есть ли страны, в которых развитие туризма играет заметную роль? Да, есть! Это Швейцария, Италия, Испания, Тайланд. Следовательно, туризм так же может рассматриваться в числе других направлений развития республики. Конечно же не все так просто. Есть «подводные камни» и некоторые другие нюансы. Это следует обсудить отдельно.

В России наиболее развитыми регионами   являются Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская, Новгородская, Тюменская области, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан. Они получают достаточно доходов для самостоятельного формирования бюджета и даже часть доходов передают в федеральный бюджет.  Чем же обусловлен сравнительно высокий уровень развития! Теми же факторами, что и в мировой экономике: развитой базой промышленного производства и (или) добычей углеводородного сырья (нефть и газ). Сельское хозяйство только в части этих регионов имеет вспомогательную роль.

Ближайший соседний регион, республика Хакасия не является донором федерального бюджета, но ее собственные доходы позволяют решать большинство проблем социальной сферы и выделять больше средств на поддержку сельского хозяйства. Чем же отличается республика Хакасия от Республики Алтай? Только тем, что на ее территории в свое время построили мощную ГЭС, а на основе дешевой электроэнергии, получаемой от этой ГЭС запустили алюминиевый завод. 

Почему Алтайскому краю проще решать свои проблемы? Да только потому, что в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Заринске работают мощные предприятия, дающие хорошие доходы в бюджет края.  

Предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством и в России, и в других странах практически не платят налоги в бюджет, и, как правило, получают финансовую поддержку из бюджета, или нуждаются в ней. Наиболее выгодная ситуация складывается в случае сочетания выращивания сельхозпродукции с ее промышленной переработкой.

Конечно же в сельскохозяйственном производстве республики занято много людей, и оно является для них почти единственным источником существования. Но в силу низкой рентабельности и даже убыточности сельскохозяйственное производство в условиях рынка постепенно деградирует. В условиях нашей республики этот процесс неизбежен и проходит значительно быстрее, вызывая сложные проблемы. Почему это происходит? Да только потому, что в условиях Горного Алтая производство единицы продукции требует значительно больше затрат на доставку топлива, удобрений, различных материалов и т.д. В горных условиях на обработку земли уходит больше ГСМ, техника быстрее изнашивается. Природно-климатические условия не позволяют получать стабильный урожай. В животноводстве в результате действия этих же факторов увеличивается падеж скота, снижается продуктивность. Килограмм говядины, произведенный возле г. Бийска обходится значительно дешевле, чем в Чойском или Усть-Коксинском районах. А продавать то приходится по одной и той же рыночной цене. Если крестьянин из-под Бийска продав продукцию сведет концы с концами и сможет продолжить работу, то крестьянин из Шебалинского района просто разорится. Сельскохозяйственное производство в республике еще существует только в результате повышенной интенсивности крестьянского труда. Короче: наш крестьянин «вкалывает» больше, а получает меньше. Со временем желающих работать больше, а получать меньше будет все меньше.

Что же делать? Как увеличить доходы республиканского бюджета и за счет этого улучшить обеспечение, ремонт и строительство школ, больниц, клубов, поддержать крестьянина? Ответ ясен: развивать добычу и переработку полезных ископаемых, промышленное производство в целом и в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции. Конечно же не надо упускать возможности развития отдельных и эффективных в условиях Горного Алтая направлений производства сельскохозяйственной продукции, но надо понимать, что они в экономике республики «погоды не сделают» и не наполнят бюджет.

Республика Алтай расположена на удалении от железных дорог, речного и морского транспорта, не имеет собственных источников производства электроэнергии. Затраты на транспортировку сырья и материалов, топлива, электроэнергии, готовой продукции столь велики, что отбивают всякий интерес у потенциальных строителей и организаторов промышленного производства к вложению средств. Еще долго деньги будут вкладываться в развитие производственных мощностей в действующих промышленных центрах, где основная база создана десятки лет назад.  Горному Алтаю это в ближайшие десять лет «не грозит» если… Если, мы не найдем то звено цепи, потянув за которое мы сможем вытянуть всю цепь. А звено это есть и не одно. В первую очередь необходимо за счет концентрации собственных ресурсов республики приступить к созданию транспортных путей, снижающих издержки на перевозку грузов. Строительство железной дороги в условиях слабого грузопотока практически невозможно и не нужно. Следовательно, необходимо восстанавливать инфраструктуру авиации и строить автомобильные дороги. Только поэтому Правительство Республики Алтай в 2000-2001 годах   сконцентрировало работу на этих направлениях.

Реконструкция взлетно-посадочной полосы, восстановление здания аэровокзала и организация сначала разовых рейсов, затем регулярных пассажирских перевозок позволит значительно усилить привлекательность Горного Алтая как туристического региона. Мне говорили, что у населения нет средств и преобладающее большинство не сможет летать самолетами. Поэтому и не стоит тратить деньги на это дело. Тем более, что денег не хватает на детские пособия и другие очень важные для населения расходы. Но если мы не будем развивать экономику, то денег не будет никогда. Только отдельные, отчаянные путешественники, да наши соседи, привыкшие ко всему, не боятся утомительных переездов и пребывания в палатках, либо в примитивных дощатых «бунгало». Они сейчас и едут, жгут костры, оставляют в республике мало денег, но много мусора. За счет сокращения времени на переезды, повышения комфортабельности путешествия и пребывания на территории Алтая мы привлечем большую массу обеспеченных людей, которые будут не только любоваться природой, но и стремиться к трате денег на приобретение сувениров, хорошее питание и разнообразные развлечения. Это повлечет за собой строительство комфортабельных отелей, горнолыжных трасс, теннисных кортов, высокогорных курортов, ресторанов и кафе. Увеличится занятость населения не только на прямом обслуживании туристов в отелях, на турбазах и туристических маршрутах, но и на производстве лекарственных трав, бальзамов, сувениров, экологически чистых природных и сельскохозяйственных продуктов. Оленину, баранину, конину, кумыс, чегень, сыры и другие продукты при оригинальном изготовлении будут покупать по более высоким ценам. На месте потребления этим продуктам не будет конкуренции. Следовательно, часть сельскохозяйственного производства найдет опору для возрождения и развития.

Вот для чего необходимо возрождать авиационные перевозки. Михаил Иванович допустил явную ошибку, сказав о том, что предыдущее правительство произвело нерациональные траты на восстановление Горно-Алтайского аэропорта. Он считает, что этого не надо было делать, так как рядом есть Бийский аэропорт, который обеспечит всю потребность в авиаперевозках. Не вдаваясь в экономические выкладки прикинем, так ли это. Сейчас самолеты типа «ТУ» и «ИЛ» летают из Москвы и многих других центров до г. Барнаула и г. Новосибирска. Полетят ли эти самолеты в г. Бийск. Нет, так как нет и не будет соответствующего числа пассажиров, достаточного для загрузки этих самолетов. Есть ли смысл гостей республики из Барнаула и Новосибирска пересаживать на небольшие самолеты и везти на самолете в Бийск, затем садить на автомобиль или автобус и перемещать на 200 километров до Чемала или до Усть-Кана. Конечно же в этом нет и экономического, и любого другого, просто человеческого смысла. Из аэропортов Барнаула и Новосибирска туристы должны перелетать на небольших, но удобных самолетах сразу же в г. Горно-Алтайск или же в Кош-Агач, Усть-Коксу, т. е. как можно ближе к месту своего отдыха.

При надлежащей грамотной организации всей работы по развитию инфраструктуры современного туризма вполне можно получить новый мощный импульс для развития всей экономики, увеличения доходов бюджета и населения республики. Уверен, что жители нашей республики при таком развитии ситуации не только смогут летать самолетами, но и потребуют от властей дальнейшего развития авиации в республике. Но первые шаги должны быть сделаны на опережение времени. И мы их делали вопреки необоснованной критике, так как смотрели немного вперед, в будущее. И не только смотрели, но и закладывали его фундамент. Кто-то же роет землю у корней кедра и не удосужится взглянуть выше и увидеть обильную завязь будущего   урожая.

Строительство новых дорог на Кемеровскую область, Республику Тыва, Казахстан, реконструкция Чуйского тракта на всем протяжении и у границы Монголии, всех других автомобильных дорог внутри республики позволит дать новые возможности для товаропроизводителей республики по удешевлению доставки техники, оборудования, нефтепродуктов, строительных и других материалов. Сокращаются расходы на транспортировку готовой продукции до удаленных мест сбыта, увеличиваются возможности по освоению новых рынков сбыта. За счет этих факторов увеличатся конкурентоспособность   продукции, доходы предприятий и накопления для инвестиций в дальнейшее развитие. Новые направления производства, требующие финансовых вложений, станут более привлекательными для инвестиций. За счет собственных накоплений и привлечения капиталов из соседних территорий, со всего экономического пространства России и из- за границы начнется развитие традиционных и совершенно новых производств.

В республике, наверное, нет такого человека, который бы не приветствовал развитие производства, подъем экономики. Большинство признают ведущую роль в этом инвестиций, т.е. финансовых вложений, направленных на улучшение качества, увеличение объема и расширения сферы производства. Но с другой стороны эти же люди высказывают возмущение по поводу того, что некоторые производственные объекты, туристические базы скупаются фирмами, которые работали в соседних регионах, накопили там капитал, который сейчас вкладывают в производственные и другие объекты на территории республики. Эти вложения делаются конечно же не для «замораживания» средств, а для того, чтобы достичь увеличения отдачи от их использования за счет реконструкции, расширения и т.д., т.е. за счет последующих новых вложений средств. За некоторыми исключениями это и происходит. Поэтому, производственная база увеличивается, растет занятость населения, доходы бюджета и граждан. То есть, в какой-то мере достигается конечная цель, но только за счет инвестиций из-за пределов республики. Многие государства и все регионы России об этом мечтают и к этому стремятся. Наличие инвестиций свидетельствует о начале развития экономики, повышении привлекательности республики для вложения капиталов. Можно еще больше приветствовать развитие республики за счет собственных, внутренних средств, но в силу отсталости республики этих средств нет или очень мало. А для того, чтобы преодолеть отсталость необходимы деньги. Замкнутый круг, который может быть разорван за счет концентрации имеющихся государственных ресурсов и направления их на строительства инфраструктурных объектов: аэропортов, дорог, электростанций, линий связи и электропередачи. Это создаст необходимые условия как для увеличения внутренних накоплений финансовых ресурсов, так и для привлечения их на территорию республики из других регионов и из-за границы.

Республика Алтай к концу 2001 года имела возможности для концентрации денежных средств и направления их на наиболее важные участки развития экономики. В фонде развития республики накапливалось около 100 миллионов рублей, и мы прикладывали все усилия для того, чтобы направить их не на «проедание», а на развитие республики. Поэтому финансировались программа «Уймонский хлеб», строительство цеха по переработки кедрового ореха в с. Шебалино, маслосырзавода в с. Белый Ануй, мясокомбината в Кош-Агачском районе, реконструкция бывшей мебельной фабрики и многое другое. Мы бы смогли отыскать способы защиты (как и делалось много раз) механизма привлечения средств через эколого-экономический регион. Нужна была очень тонкая и незаметная депутатам и населению работа в федеральных органах власти и прежде всего в Министерстве финансов России. Увы, этого не случилось в 2002 году. К тому же в феврале был проигран суд, на котором основную роль играло выступление ныне действующего Главы республики. Сейчас же пышные речи, шум и треск почти на всю Россию, а ЭЭР «Алтай» потеряли. В народе проще говорят: профукали.

И самое больное то, что теперь у республики не будет тех средств, на которые строились дороги, реконструировался аэропорт и осуществлялась поддержка производства. Не будет того рычага, с помощью которого можно было вытягивая звено за звеном, вытянуть и всю экономику. Даже, если придут те люди, которые это понимают, им придется начинать все даже не с начала, а при совершенно новых и более худших условиях.

Цель же этой статьи не критиковать, а показать на простых примерах возможности республики и пути ее развития.

И так, первое: концентрация собственных ресурсов, опора на поддержку и понимание федерального центра в части включения республики в новые инвестиционные программы развития отсталых регионов.

Второе: за счет действий по первому пункту - строительство транспортных путей, собственной энергетической базы.

Третье: финансовые накопления внутри республики и привлечение денежных средств из-за пределов республики, опираясь на достижения, связанные с успешным выполнением второго пункта.

 Четвертое: за счет выполнение третьего пункта развитие туризма, горнодобывающей промышленности (в определенных рамках), переработки возобновляемых природных ресурсов (лес, лекарственные растения, мед, кедровый орех, ягоды), сельскохозяйственной продукции.

Пятое: в результате действий по четвертому пункту республика получает увеличение занятости, доходов бюджета и населения.

Шестое: реализуя результаты выполнения пятого пункта республика займется строительством школ, больниц, домов культуры, благоустройством населенных пунктов, поддержкой жилищного строительства, улучшением качества бюджетного обслуживания, усилением социальной защиты ветеранов, инвалидов, многодетных семей, безработных, увеличением поддержки сельскохозяйственного производства и социально значимых производственных отраслей (жилищно-коммунального хозяйства, пассажирских перевозок, бытового обслуживания населения).

К сожалению, в обратном порядке эти пункты выполнять просто невозможно и люди это должны понимать. Наше правительство не было понято и поддержано в этом направлении. Причина в наличии мощных потоков «щучиновско-сабинского» популизма и непрофессионализма. Сейчас к этим внутренним силам подключилась не менее популистская и непрофессиональная сила извне. Есть большая опасность, что изложенная программа не будет в чести в ближайшие четыре года.

Дай Бог, чтобы это было не так и республика смогла бы продолжить реализацию своего потенциала на более высоком уровне, чем это было при прежнем правительстве. Сейчас объективных возможностей для этого больше. Мы же в свое время эти возможности создавали, наращивали в невероятно трудных условиях, поэтому болеем за республику, переживаем за неудачи, стараемся передать новому руководству свое видение путей развития республики, критикуя и предостерегая от возможных непоправимых ошибок.

24 апреля 2002 г.

С. Зубакин

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
"БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ"
АВТОР С. И. ЗУБАКИН 
(400 страниц, создано по заказу АНХ и ГС при Президенте России в серии "Образовательные инновации")

Информация об авторе ⇒ О компании
Содержание книги  "Бюджетный контроль "

ВЫСЫЛАЕМ  ФАЙЛ С ТЕКСТОМ НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ  
ПО ВАШЕЙ ЗАЯВКЕ   ЗАЯВКА
(Порядок 
оплаты согласовывается в переписке)

ЦЕНА  - 200 рублей.

Вместе с книгой покупатель получает право на устные и письменные консультации автора книги по вопросам бюджетного контроля.

(телефон автора книги и его электронный адрес будет сообщен после получения заявки)