Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
“Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Ревизору, инспекторубухгалтеру, финансисту

Иванов К., Петров В., 5 миллиардов рублей и "Алтайэнергобанк"

Иванов К., Петров В. , 5 миллиардов рублей и "Алтайэнергобанк"

У меня сейчас нет на руках всех документов по этой «истории». Но они есть в материалах уголовного дела, в соответствии с которым бывший министр финансов Республики Алтай Иванов Константин Георгиевич был признан виновным и осужден. Кто такой Иванов Константин, которого его покровители и подельники называли просто Костей? Как он оказался на должности министра финансов республики, в чем суть дела, какие люди и обстоятельства способствовали совершению преступления? Ответы на эти вопросы вы получите в этой публикации, основанной как на фактическом материале, так и на аналитической, авторской оценке свершившихся событий.

Что же за человек этот Костя Иванов? Насколько мне известно, у него высшее экономическое образование и в начале своей карьеры он работал начальником планово-экономического отела в одном из леспромхозов Турачакского района. Дальнейший его путь по карьерной лестнице вплоть до должности министра финансов Республики Алтай мне не известен, за исключением одной особенности его трудового пути - он никогда не работал в бюджетной сфере и тем более – в системе государственных или муниципальных финансов. Из опыта и багажа знаний нашего «героя» невозможно извлечь ничего такого, что послужило бы основанием для назначения его министром финансов Республики.

Потому встаёт закономерный вопрос: какие силы и для чего возвели Костю Иванова на управление бюджетом Республики Алтай?

Политические особенности, способствующие "процветанию" коррупции.  

Начнём издалека. В советское время кадровые вопросы на всех уровнях решала КПСС. Шустрые молодые люди, знающие «как и откуда дует ветер», высматривались в первичных комсомольских организациях, выводились на штатную работу в райкомы и горкомы ВЛКСМ. Там они проходили специфическую школу обучения послушанию, нахрапистости, начётничеству, очковтирательству и прочим премудростям, необходимым для номенклатурных работников системы КПСС. Там же они в узких компаниях себе подобных проходили через комсомольские попойки, комсомольскую дружбу и комсомольскую «любовь». Приобретались дружеские знакомства, связи. Образовывались группы, члены которых плечом к плечу, помогая друг другу, двигались далее по карьерной лестнице. И наиболее успешно прошедшие комсомольскую школу выдвигались на штатную работу в райкомы и горкомы КПСС. И на партийной работе продолжалась их кадровая «закалка», спайка, приобретение нужных для продвижения связей и блата. И как положено партийные кадры проходили ротацию – выдвигались на государственную службу в органы власти и на хозяйственную работу в областные ведомства, статусные предприятия. Там они матерели и крепли, в том числе за счёт умения «грамотно» распорядиться находящимися в их руках материальными и денежными ресурсами, новыми и более высокими возможностями влияния на принятие решений. И, редко кто не приложил свою руку к тому, чтобы порадеть и «подкормить» нужного человечка, продвинуть выше по карьерной лестнице или поддержать падающего коллегу. И конечно же не за счет своих денег - зарплаты то были не так велики, а за счет государственных ресурсов, находящихся в их распоряжении. Все это усиливалось тотальным дефицитом не только в сфере личного потребления, но и в производственной сфере. Когда надо было подбрасывали нужным людям необходимые для выполнения плана лимиты, наряды на оборудование и материалы. А во второй половине 80-х годов наступил номенклатурный рай для такого рода «специалистов». Свои «в доску» сотоварищи продвигались на должности, где можно было распоряжаться выдачей квартир, талонов на автомобили, мебель, хрусталь, магнитофоны, телевизоры, водку, икру, масло и т.д.  При распределении квартир и дефицитных товаров конечно же не забывали себя, друзей, нужных для карьеры людей. Ну и формировали нижестоящие кадры под себя. Поощряли, подкармливали, подпаивали и пр.

И все это сопровождалось ротацией как по горизонтали, так и по вертикали. Бывшие комсомольско-партийные работники после «закалки» на хозяйстве возвращались в райкомы и горкомы КПСС, выдвигались в обком КПСС, на профсоюзную работу, на руководство областными ведомствами.

Первый секретарь райкома, проработавший несколько лет в районе на этой должности приобрёл множество «своих» людей в аппарате райкомов КПСС и ВЛКСМ, в райисполкоме, в милиции, прокуратуре, райбольнице, охотинспекции и в других районных структурах. Ну и конечно же заручился дружбой и поддержкой председателей сельских советов, директоров колхозов и совхозов. В районах оставались чабаны и охотники, безмерно благодарные за помощь в получении разрешений на приобретение нарезного оружия. Доярки и скотники – за внеочередные путёвки в санатории, за талоны на приобретение стиральной машины, магнитофона.  Ну и так далее.  

И этот первый секретарь райкома, подружившийся ранее с будущим первым секретарём обкома КПСС, выдвигается на руководство сельским хозяйством области. И на этой должности укрепляет свои позиции, приобретает «поклонников» из большого числа председателей колхозов и директоров совхозов.

И так к концу 80-х годов в Горно-Алтайской области, как и видимо везде, сформирована большая группа номенклатурных работников, занимавшая в области все значимые для управления должности. Они же, начиная с комсомольской работы, затем, продолжая на партийной работе, были натренированы и имели навыки работы с населением, проведения выборных и иных кампаний. Потому, пользуясь установленными ими же условиями, без труда проводили удобных для себя «народных избранников» в Областной совет народных депутатов и сами становились депутатами. Без особого труда, но умело они формировали Облисполком, назначали руководителей областных ведомств, управляли районами через своих выдвиженцев. То есть влияли на все и везде. Кроме того, были связаны между собой блатными связями, блатной дружбой. Конечно же, в их конгломерате не все было крепко и твердо. И среди них шла борьба, была конкуренция. И некоторые сотоварищи или группы сотоварищей оттеснялись на обочину, не допускались к лакомым кусочкам власти. Но основное ядро сохранялось, в том числе за счёт тесных межличностных связей, приобретённых при прохождении по карьерной лестнице. И конечно же, многие из них становились опытными управленцами, знающими и людей, и хозяйственную специфику тех отраслей, где им приходилось работать. С одним уточнением – эти знания и опыт приобретались в старой общественно-политической и хозяйственной формации и оказались практически не пригодными после 1991 года.

Так же, ради справедливости следует отметить, что не все работники из кадровой номенклатуры обкома КПСС приобретали те негативные свойства, которые были приведены выше.  Были и те, которые в своей работе руководствовались чисто идейными воззрениями, не переступали черты аморальности и не подвергались материальным соблазнам.

И вдруг в центре России произошла революция, зашаталась и обрушилась платформа, на которой стояла КПСС. Были ликвидированы обкомы и райкомы КПСС, а затем и «рассосались» комсомольские структуры управления. Вся номенклатурная гоп-компания сначала в области, а затем в республике запаниковала, испугавшись, что потеряет всё то, к чему «скреблась» многие годы по карьерной лестнице. Потеряет власть, влияние, возможности подпитывать себя, своих родственников и друзей из государственных ресурсов. Но паника скоро прошла, «ребята» сгруппировались, сосредоточились на защите своих ранее завоёванных позиций. Задействовали все свои возможности, влияние и ресурсы на первые республиканские свободные выборы - выборы Верховного совета Республики Алтай (далее Верховный совет) в декабре 1991 года. И большинство из них прошли сами в состав Верховного Совета.

И так, бывших номенклатурных работников ВЛКСМ и КПСС, прошедших в состав Верховного совета, условно отнесём к первой группе.

 Часть депутатов Верховного совета – хозяйственников (директоров предприятий и совхозов, председателей колхозов) примкнула к первой группе. Другая их часть была относительно независимой, но всё равно по старой привычке или из соображений приспособленчества становилась чаще всего на сторону первой группы, в том числе участвовала вместе с ней в формировании исполнительной власти республики. 

Но свободные выборы они и есть свободные, потому не все прошло гладко для партийной, советской и хозяйственной номенклатуры. В депутатском корпусе оказались представители идейных демократов, мелкого свободного предпринимательства, творческой и иной интеллигенции (врачи, учителя, работники культуры, юристы и др.). Явно не такие как те, которых в советское время специально отбирали и проводили в выборные органы для представительства. Эти депутаты были независимы или относительно независимы.  Но указанные обстоятельства в «руках» умелых манипуляторов из первой группы не стали препятствием для проведения их решений. Представители нового и свободного предпринимательства быстро сообразили, что к чему и в большинстве своем примкнули к сплоченному и опытному номенклатурному большинству. Тем более, что им было обещано тесное сотрудничество с новой властью в виде легальной и нелегальной поддержки их бизнеса из государственных ресурсов. Работники здравоохранения, образования, социального обеспечения и культуры были «воспитаны» как надо в советское время и приучены к почитанию номенклатурных работников. Не все конечно. Но многие из них примкнули к своим бывшим «большим» начальникам. Ну, а «номенклатура» знала свое дело, применяла свое умение работать с людьми (уговаривать, подманивать, обманывать и даже подкупать), что способствовало привлечению на свою сторону колеблющихся и неустойчивых к их приемам.

В конечном результате «номенклатура» взяла верх и сформировала Верховном Совете преобладающее большинство. В меньшинстве оказались в основном идейные демократы и сочувствующие им. Большинство без труда сформировало органы управления Верховным советом, назначило  председателя Правительства Республики Алтай, его заместителей и всех руководителей республиканских ведомств. Ну, и, что естественно и понятно, все ключевые позиции во власти Республики были заняты лидерами «номенклатуры» или их верными соратниками по партийной, советской и хозяйственной работе.

В Москве и в других регионах происходило тоже, что в Республике Алтай. Почти вся номенклатурная элита КПСС, ВЛКСМ, государственных органов и хозяйственных структур, боясь потерять свое положение, которое они занимали до 1991 года, устроила отчаянное сопротивление Б.Н. Ельцину, надеясь на реставрацию старой системы. К ним присоединились соискатели элитного положения в новой России, поднятые на верха демократической волной. Это были в основном люди из числа Делегатов съезда народных депутатов СССР, депутатов Верховного Совета РСФСР, затем и России. «Держа нос по ветру» они «учуяли» возможность совершить рывок на самый верх государственной власти, сбившись в кучку и объединившись со старой номенклатурой. К тому же им показалось, что им прямо в «хвост» дул попутный ветер – растущее недовольство населения, оказавшегося в трудной ситуации в ходе экономических реформ.

И конечно же «доморощенная» команда из бывшей комсомольской и партийной номенклатуры Горно-Алтайской автономной области включились в борьбу с демократами в центре и у себя, на местах.

Эта борьба велась по всем направлениям, как в форме политического противостояния центральной демократической власти России, так и в виде подавления местного демократического движения, что выразилось в следующем:

- участие руководителей законодательной (Чаптынов В.И.) и исполнительной (Петров В.И.) власти республики в борьбе против Президента России Б.Н. Ельцина в составе оппозиции Верховного Совета Российской Федерации. Они были одновременно депутатами этого органа власти России;

- консолидация с «мятежными» руководителями регионов Урала и Западной Сибири и совместные действия по разрушению территориальной целостности государства, вывода управляемых ими регионов из-под власти центра посредством создания так называемых Уральской и Сибирской республик;

- прямое участие и поддержка на территории республики оппозиционных центру партий и общественных организаций;

- откровенная и открытая агитация в региональных средствах массовой информации против проводимой центром экономической и идеологической политики;

- гонения и третирование демократически настроенных депутатов Верховного Совета Республики Алтай, руководителей и членов общественных организаций, поддерживающих Президента России Б.Н. Ельцина.

Кроме того, саботировались действия центральной власти - так искажали суть экономических реформ, что это вредило не только демократам, находящимся у власти в Москве, но и населению Республики Алтай.

Это выразилось в том, что в Республике Алтай не провели оценку и разграничение земельных участков, хотя эти действия поддерживались центральной властью страны, в том числе посредством выделения на решение этой задачи денежных средств из федерального бюджета.

Реорганизация колхозов и совхозов была проведена под кураторством руководства республики безобразным образом.

В одних местах колхозы и совхозы были полностью ликвидированы, а имущество и земли были разделены между работниками совхозов и колхозниками. Да так ухитрились, заморочили головы простым работягам, что самые «жирные» куски (сельхозтехника, гаражи, объекты ремонтной базы, склады, скотные дворы, кошары и другие инфраструктурные элементы хозяйств) оказались в руках бывших директоров, председателей колхозов. В большинстве случаев кое-что досталось и главным специалистам (агрономам, инженерам, зоотехникам, экономистам, бухгалтерам). Ведь директорам и председателям без них было бы трудно дербанить имущество хозяйств, «пудрить мозги» простому люду. Ну, а рядовые же колхозники и совхозники получили по паре десятков голов скота и не имея техники и земли вскоре «проели» доставшееся от дележа поголовье и остались с тем же, что было до сельскохозяйственной реформы – с личным подсобным хозяйством. Очень малая часть перешла в статус крестьянских (фермерских) хозяйств. Да и поживившиеся государственным и общественным добром при реорганизации колхозов и совхозов не блистали успехами в сельскохозяйственном производстве хотя многие из них были поддерживаемы властной элитой республики, совершали при этой поддержке мошеннические действия, получали правдами и неправдами финансовую поддержку из разных источников, как кредиты, так и бюджетные безвозвратные деньги.

В других местах Республики колхозы и совхозы сохранили в прежнем статусе под предлогом того, что в сложных природно-климатических условиях вместе выживать легче. И из этого в последствии ничего хорошего не получилось. Скот и имущество колхозов и совхозов постепенно растаскивались как рядовыми работниками, так и теми, кто возглавлял хозяйства. Конечно же у начальников это растаскивание оказалось куда результативнее. Они крепко впивались в имущественную плоть и финансовые потоки хозяйства. И всё возможное высасывалось до тех пор, пока в хозяйствах ничего не оставалось. И тогда эти клопы отваливались и легализовались в виде владельцев магазинов, пилорам, малых предприятий, глав крупных крестьянских хозяйств и т.д.

Чаще всего это всё происходило под кураторством должностных лиц органов власти районного и республиканского уровня.

Одновременно со всеми этими действиями властная элита начала опираться на «новых русских» или на «новых алтайцев», поддерживая их и включая в свои мошеннические схемы, выделяя без каких-либо установленных законно правил государственные материальные и финансовые ресурсы. И этим самым они создавали для себя дополнительную платформу для удержания власти в новых условиях – через получение ответной материальной и агитационной поддержки на выборах всех уровней.

О том, какие мошеннические схемы имели место в Республике Алтай – см. Позорные страницы из "истории" Республики Алтай

В 1993 году Б.Н. Ельцин сломал хребет той системе, которая сопротивлялась нововведениям, осуществляемым Правительством Российской Федерации.

И так, сопротивление партийной, государственной и хозяйственной номенклатуры, сомкнувшейся с авантюристами – приспособленцами, новыми большевиками и ура-патриотами, сломлено в центре, в Москве.

Как же действовала в 1993 году новая-старая элита, захватившая власть в Республике Алтай в 1991 году?

Конечно же Председатель Верховного Совета Республики Алтай, бывший первый секретарь обкома КПСС Горно-Алтайской автономной области В.И. Чаптынов до известных танковых выстрелов по Белому дому, занятому мятежными депутатами ВС РФ, был вместе с этими мятежниками. Но почуяв «жареное» быстро ретировался из центра боевых событий октября 1993 года. И в этот же день в Республике Алтай шло внеочередное заседание Верховного Совета, на котором по его указанию был заранее подготовлен проект постановления с резким осуждением Президента России Б.Н. Ельцина. И вот, проект на бумаге раздали депутатам. Прошло предварительное обсуждение. Депутатов, высказавшихся против проекта постановления, практически не слушали, насмехались над ними и потирали руки в ожидании победы противников Ельцина Б.Н. в Москве. Ждали Председателя, который летит утренним самолётом из Москвы. И вот, В.И. Чаптынов заходит за трибуну. Его спрашивают: «Что делать?». Он отвечает: «Как, что делать! Осудить этих бандитов…». В зале оживление у большинства, то есть у сторонников выступления против центральной власти. Чаптынов В.И. после паузы продолжает: «…Этих бандитов… Хасбулатова и Руцкого….». Может было сказано несколько по другому, но суть точно такая.
У соратников Валерия Ивановича как говорится «челюсти отвисли» от неожиданности.

Вот такой «кульбит» совершил В.И. Чаптынов. Подпрыгнув, перевернулся на другую сторону. Быстро переделали проект постановления, убрали плохие слова про исполнительную власть России и приняли совершенно беззубый и бессодержательный документ.

И настрой у властной элиты заметно изменился с ожидания реванша и возврата к старому на самое активное и деятельное использование новых капиталистических условий и имеющихся уже в их руках мощных рычагов власти. Для спайки с «новыми русскими» и «новыми алтайцами» с целью получения той личной ренты от своей власти, которая стала возможной в новых условиях свободного предпринимательства и рынка. И эта рента была куда как богаче, чем та, которую они получали от владения властью до 1991 года. 

Верховный совет Республики Алтай в связи с трансформациями, прошедшими в Москве после октября 1993 года, подлежал роспуску и прекратил своё существование после избрания Государственного собрания Республики Алтай – Эл Курултай Республики Алтай (далее Госсобрание Республики Алтай). И понятно, что указанная выше номенклатурная шатия-братия так же, как в декабре 1990 года, мобилизовала все возможные ресурсы и снова прошла в состав Госсобрания Республики Алтай и так же умело «сбила» для себя решающее большинство.

Всё происходило почти так же, как и прописано выше - при характеристике событий, происходивших в начале 1992 года при формировании управленческих структур в представительной и исполнительной власти Республики.   Только вектор действия номенклатуры изменился с борьбы за восстановление своего  статуса-кво, имевшего место при советской власти, на использование новых возможностей, возникших при капитализме.

Соответственно, номенклатура формировала органы власти Республики Алтай под решение новой задачи – управление республикой с целью монетизации своего властного положения, создания своего фундамента материального благополучия и обогащения своих сторонников за счёт использования находящихся в распоряжении государственных ресурсов. Решая эту задачу, они создавали для себя так же крепкую базу политической поддержки – прикармливая и создавая сеть своих сторонников по всей республике, с верху до низу, в органах власти и в предпринимательских структурах. То есть создавался такой постоянно действующий, надежный коррупционный насос для легального и нелегального откачивания государственных ресурсов и обогащения.

Собственно о 5 миллиардах рублей и незаконных действиях Иванова К., (под "прикрытием" Петрова В.) по перечислению бюджетных средств в уставный капитал к.б. "Алтайэнергобанк"

Спрашивается, зачем было необходимо это вступление к теме о коррупционных действиях министра финансов РА Иванова К.Г.?

Отвечаю: для того, чтобы было понятно, как и почему Иванов К.Г., не имея данных для того, чтобы распоряжаться бюджетом РА, оказался министром финансов РА. Властной элите того времени на этой должности стал неугоден Серебренников А.А., знаток бюджета, государственник, честный и не подкупный. Его отодвинули и поставили Иванова К.Г., человека, завязанного на коммерческие банки, фирмы.

И так, о 5 миллиардах рублей, переданных Ивановым К.Г. в 1994 году из республиканского бюджета в уставный капитал коммерческого банка «Алтайэнергобанк».

В это время министерство финансов РА не обеспечивало финансирование социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. А вот для поддержки коммерческого банка деньги нашлись. При этом, ни Правительство РА, ни Минфин РА не имели прав на внесение средств в уставный капитал коммерческого банка. То есть перечисление средств было незаконным.

Я в то время работал Главным контролёром-ревизором КРУ Минфина России по Республике Алтай и сотрудничал, как положено, с правоохранительными органами. И один из сотрудников МВД РА передал мне «в оперативном порядке» копию платёжного поручения на перевод Минфином РА 5 миллиардов рублей в к.б. «Алтайэнергобанк». В то же время у меня была и другая достоверная информация о незаконных действиях К. Иванова. КРУ Минфина России по Республике Алтай предприняло действия по проведению проверки в Минфине РА с целью документирования нарушений. Однако Иванов К.Г. не допустил ревизоров до проверки. Я обратился к Петрову В.И., сообщил ему о незаконных расходах, осуществляемых Минфином РА во главе с Ивановым К. и попросил дать распоряжение Иванову К.Г. о допуске ревизоров в Минфин РА для проведения проверки. Петров В.И. пустился в отговорки, де ничего не доказано, расходы законные и т.д. То есть, Петров В.И., будучи председателем Правительства РА, так и не принял мер и по сути прикрыл преступные действия Иванова К.Г.

Для того, чтобы всё-таки как-то пробить эту незаконную блокировку действий КРУ Минфина России по Республике Алтай, я выехал в Минфин России и добился встречи с первым заместителем министра финансов России Вавиловым А.П. В то время он по своей должности курировал работу КРУ Минфина России. Представил ему письменный доклад, дал пояснения, показал копии документов. И Вавилов А.П. на бланке первого зам. министра финансов РФ выписал мне поручение о проведении проверки Минфина РА. С этим поручением ревизоров не посмели остановить и проверка была проведена, незаконные расходы были задокументированы. Материалы проверки были переданы в правоохранительные органы.

Иванов К.Г. имел влиятельных заступников – по сути подельников. Уголовное дело завели, но расследование затягивалось.

К.б. «Алтайэнергобанк» часть средств из 5 миллиардов рублей (5 миллионов деноминированных) возвратил в республиканский бюджет. Но около 1 миллиарда рублей (1 миллион рублей после деноминации) так и не были возвращены к времени суда над Ивановым К.Г.

Иванова К. осудили, признали виновным не только по эпизоду с 5 миллиардами рублей, но и по другим делам.

Ознакомьтесь с информацией Прокуратуры Республики Алтай, Верховного суда Республики Алтай, Горно-Алтайского городского суда:

01. Письмо прокуратуры РА;

02. Справка Верховного суда РА;

03. Письмо Г-Алтайского суда.

Кто-то из моих знакомых предполагал, что расследование уголовных дел специально затягивалось для того, чтобы председатель Верховного суда Республики Алтай Амургушев В.К., являясь родственником Иванова К.Г. (предположительно – дядя Кости), смог организовать амнистию и увести родственника от реального тюремного срока. Я домыслам не верю, но …. Амнистия по нескольким уголовным делам с миллионными суммами незаконных расходов – это просто так не бывает.