“Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Ревизору, инспекторубухгалтеру, финансисту

М. Лапшин и 200 млн. руб. средств "северного завоза"

Ниже представлена относительно краткая информация о нарушениях при расходовании средств "северного завоза", поступивших в Республику Алтай из федерального бюджета в 2002 году.

С более детальной информацией, в том числе в разрезе районов и сельских администраций,  можно ознакомиться, перейдя по ссылке:
Акт проверки средств северного завоза, выделенных Республике Алтай в 2002 году

Департаментом государственного финансового контроля Минфина Росиии проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных Республике  Алтай в 2002 году на осуществление досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

В 2002 году Республике Алтай из федерального бюджета на осуществление закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы  Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов  для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства   выделено 201465 тысяч рублей.

Из материалов проверки следует, что указанная сумма превышала фактическую потребность Республики Алтай в средствах на осуществление досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (дальше – Северный завоз) на  52,6 млн. руб.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» предусмотрено выделение Республике Алтай из федерального бюджета на осуществление досрочного завоза продукции уже 234147 тысяч рублей. С учетом выводов, сделанных по результатам проверки Северного завоза за 2002 год можно предполагать, что в 2003 году превышение средств Северного завоза над фактической потребностью с учетом инфляции составит не менее 58 миллионов рублей.

Выборочной проверкой в семи сельских администрациях установлено, что по состоянию на 1 число августа, сентября или октября 2002 года по учету числились товары и продукция, завезенные в 2001 году на сумму 2936,8 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что в 2001 году завоз продукции и товаров осуществлен сверх фактической потребности.

Выборочной проверкой в части районов и сельских администрациях выявлен сверхлимитный завоз продукции и товаров в 2002 году в сумме 9,3 млн. руб.

Вывод о выделение средств сверх фактической потребности подтверждается так же тем, что  продукция и товары   списывались без оправдательных документов или с превышением норм расходования,  терялись в недостачах, а денежные средства  расходовались поставщиками и получателями товаров на цели, не связанные с осуществлением Северного завоза: списывались на основании  фиктивных документов;  направлялись на финансирование расходов, которые должны осуществляться за счет республиканского  бюджета и бюджетов муниципальных образований;  на завоз продукции в населенные пункты, не включенные  в «Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000г. № 402).                  

Наличие излишка финансовых ресурсов, несоблюдение действующего законодательства, в том числе по осуществлению конкурсных торгов, а так же отсутствие надлежащего финансового контроля – все это привело к злоупотреблениям при распоряжении финансовыми и материальными ресурсами, существенным потерям государственных средств.

Проверкой установлено, что получатели продукции и товаров подписали фиктивные счета-фактуры, акты приемки передачи и другие документы, подтверждающие поставку товарно-материальных ценностей на общую сумму  12, 3  млн. руб.  Поставщики на основании этих документов получили в 2002 году через подразделения Управления федерального казначейства в Республике Алтай средства, предназначенные для  осуществления Северного завоза. Продукция и товары по состоянию на март 2003 года не закуплены и не завезены. Незаконные расходы средств федерального бюджета составили 12,3 млн. руб.

 В отдельных случаях поставщики для документального прикрытия недопоставки продукции оформляли с получателями продукции и товаров фиктивные договоры на ответственное хранение. Так, поставщик ГСМ для Турачакского района ЧП Ефимова С.А. заключило с получателями договоры на ответственное хранение ГСМ на сумму  5,0 млн. руб. Встречной проверкой установлено, что  ЧП Ефимова не имеет на хранении ГСМ, оговоренных договором. Ревизорам предъявлен очередной договор на ответственное хранение, заключенный между ЧП Ефимова С.А. и ООО «ЖВЦ», которое находится в соседнем Алтайском крае (г. Бийск).  В Шебалинском районе были заключены два договора  между поставщиком и получателями на ответственное хранение мяса (общая стоимость 483 тыс. руб.). Местом хранения определено пастбище, способом хранения – пастьба у потенциальных сдатчиков скота.                                                        

 Проверка была проведена в  8 районах и в 49   сельских администрациях. Из них, во всех районах и в 36 сельских администрациях  установлены факты составления фиктивных документов на поставку продукции и товаров и получения по ним средств без осуществления поставки товарно-материальных ценностей. Это свидетельствует о том, что незаконное изъятие 12,3 млн. руб. координировалось из одного центра, осуществлялось повсеместно и организованно.

Кроме того,    проверкой зафиксированы многочисленные факты, когда получатели, с целью сокрытия указанных выше незаконных операций производили списание продукции и товаров, поставленных на учет по фиктивным  документам. Так, по Кырлыкской сельской администрации недопоставка продовольственных товаров по фиктивным документам в 2002 году составила 232,1 тыс. рублей,  а их необоснованное  списание - 89,3 тыс. руб. В Теньгинской сельской администрации списано продуктов сверх установленных норм на 174, 4 тыс. руб. при  недопоставке на сумму 108,1 тыс. руб. .  В Мендур-Сокконской сельской администрации при недопоставке 983 кубометров дров стоимостью 275,2 тыс. руб. произведено необоснованное списание 460,5 кубометров на 128,9 тыс. руб. Эти примеры и их многочисленность подтверждают организованный характер действий по хищению средств и наличие предварительного сговора поставщиков и получателей. Можно так же предположить, что получатели товаров и продукции по Северному завозу были поставлены поставщиками и, возможно, должностными лицами перед выбором: согласиться с недопоставкой определенной доли продукции и товаров и взять ответственность за недостачу на себя, либо совсем не  получить их.

 Общая сумма необоснованного списания товарно-материальных ценностей (без наличия оправдательных документов или при списании с превышением норм расхода) за 2002 год составила 10,3 млн. руб.

В Катандинской, Горбуновской, Карагайской сельских администрациях Усть-Коксинского района были составлены фиктивные документы на выдачу населению 661,5 тонны угля. Граждане, числящиеся в списках получателей угля, его получение не подтвердили.

В Ининской сельской администрации Онгудайского района списано на отопление сельского Дома культуры в с. Малая Иня 40 кубометров дров  и 25,2 тонны угля на общую сумму 34676 руб., тогда как клуб не работал и не отапливался.

В Талдинской сельской администрации Усть-Коксинского района списаны дрова и уголь на общую сумму 24830 руб., тогда как этого топлива по учету не было.

За счет средств Северного завоза в 2002 году проведено финансирование организаций, не относящихся к социальной сфере и ЖКХ, а так же расходов, которые должны производиться за счет республиканского (Республики Алтай) бюджета и бюджетов муниципальных образований   на сумму 6,2 млн. руб.

На обеспечение товарами и продукцией населенных пунктов,  не включенных  в «Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов», утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 402 (с изменениями от 27.09.2001г.)  направлено в 2002 году 6,9 млн. руб.

Выявлены так же другие финансовые нарушения.

В целом проверкой использования средств федерального бюджета, выделенных Республике Алтай на осуществление Северного завоза, выявлены финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета в сумме 56065149,52  рублей (27,8% от суммы поступившего в Республику финансирования), в том числе:

нецелевое использование – 28491560,95 рублей;

неэффективное использование -   13185861,81 рублей;

необоснованное использование  -  10589901,6 рублей;

недостача -  3600629,17 рублей;

излишек -   197195,99  рублей.

Объем финансовых нарушений, их характер в значительной степени определили существенные нарушения, допущенные при проведении конкурсных торгов по отбору поставщиков для завоза продукции в районы Республики Алтай, приравненные к местностям Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов.

В нарушение ст. 37 Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных  расходов  при  организации  закупки  продукции  для государственных нужд» (далее – Указ)  конкурсной комиссией после истечения срока представления заявок на участие в торгах в конкурсную документацию по проведению торгов на закупку и доставку нефтепродуктов и топлива внесены следующие изменения:

изменены сроки поставки продукции

изменены условия оплаты работ (после фактической поставки продукции).

В нарушение  ст.21  Федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее – Закон) конкурсной комиссией по каждому лоту определено от 5 до 7 победителей, занявших первое место, что свидетельствует о формальном характере проведенных торгов.

Это также подтверждено и тем, что в нарушение ст. 20  Закона, конкурсной комиссией признаны победителями участники, заявки которых не отвечали требованиям, установленным конкурсной документацией.

Конкурсные заявки 41 участника по конкурсным торгам на закупку и доставку продукции не соответствуют квалификационным требованиям.

В нарушение п. 14 конкурсной документации, победителями конкурса объявлены организации-поставщики, созданные менее 1 года назад, а именно в год проведения конкурса.

Проверкой установлены согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, а именно группы лиц в составе предпринимателя Ефимова С.А., ООО «Мон» и ООО «Денарий», участвующих и признанных победителями конкурсных торгов на поставку угля в районы Республики Алтай, приравненные к местности Крайнего Севера. Данный вывод сделан в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №948-1 от 22 марта 1991г.

Общий объем поставки угля, по которой группа лиц признана победителем, составляет - 15900 тонн или 26,5 % от общего государственного заказа на поставку угля.

В нарушение п. 30 Указа, без согласования с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, на основании решения конкурсной комиссии, заказ на закупку сжиженного газа в количестве 345 тонн на сумму 2869,5 тысяч рублей размещен у единственного поставщика ОАО «Горно-Алтайгаз». В соответствии с п.43 Указа, торги, в которых участвовал только один поставщик или одна группа лиц, признаются несостоявшимися.

При отсутствии в конкурсной документации и государственном контракте положений, предусматривающих возможность изменения цен на продукцию, поставляемую в районы с ограниченными сроками завоза грузов, в процессе исполнения государственного контракта, конкурсной комиссией  принимались решения об изменении цен на ГСМ в сторону увеличения.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
"БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ"
АВТОР С. И. ЗУБАКИН 
(400 страниц, создано по заказу АНХ и ГС при Президенте России в серии "Образовательные инновации")

Информация об авторе ⇒ О компании
Содержание книги  "Бюджетный контроль "
ВЫСЫЛАЕМ ПОЧТОЙ, ПО ВАШЕЙ ЗАЯВКЕ   ЗАЯВКА

НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ
ЦЕНА С ДОСТАВКОЙ - 300 рублей.